Светлана Михеева: нам жить в новом литературном порядке

21 февраля 2024

Известный поэт, журналист Светлана Михеева стала лауреатом сибирской премии достойных дел «Глаголы иркутского времени» в номинации «Объединять Иркутск».

михеева

Объявлены победители сибирской премии «Глаголы иркутского времени» 2023 года

Вместе с литературным критиком Анной Трушкиной и Ольгой Арбатской, последним директором Восточно-Сибирского книжного издательства, они стали инициаторами создания первой в Сибири литературной премии «Присутствие». Поскольку среди лауреатов прошлых лет много людей с филологическим прошлым, данная награда по-настоящему нашла своих героев.

Вручив диплом лауреата, мы решили расспросить Светлану о новой премии.

- Как рождаются премии?

- Из собственного опыта. В сибирском регионе много писателей, литераторов, многие друг друга знают, но нет общей среды, регионы существуют как будто отдельно. Есть Иркутск, есть Красноярск, Барнаул, Чита, Улан-Удэ. Мы видимся на фестивалях, конечно. Но, по итогу, не можем оценить и в целом представить сибирскую литературу, ее достижения. А  ведь Сибирь - со своими традициями и писателями уровня Астафьева, Распутина, со своей историей – по сути, единое литературное пространство. 

Например, можно вспомнить, что крупные иркутские писатели были, в свое время, «открыты» на совещании иркутской конференции «Молодость. Творчество. Современность», проводимой в 1965 году в Чите, куда пригласили и сибиряков и дальневосточников, понимая общность этих огромных территорий. А нам бы с Сибирью разобраться.

Интерес к сибирской книге упал. Фактически в регионах если и знают сибирских писателей, то только «своих», региональных  и, в основном, классиков.  До читателя книги «от соседей» не доходят. Их, книг, попросту мало. Критиков, которые разъяснили бы заинтересованному читателю, что к чему, практически нет. Сибирская литература мало  привлекает и науку, исследователей-литературоведов. Об этом легко судить, например, по содержанию «Сибирского филологического журнала». В общем, тут целый комплекс взаимосвязанных проблем, которые ставят вопрос: а может и нет в Сибири достойных писателей, может, все уже  поуехали поближе к центру?  Или же есть, но они никого не интересуют? И что такое вообще современный сибирский текст? В общем, премии рождаются также из вопросов, на которые пока нет ответа, но найти его следует.

- Иркутск стал «центром сборки» не случайно?

- Да, здесь сильная литературная школа – исторически. У нас и сегодня много авторов, которые печатаются в разных российских журналах, издаются не только в Иркутске. Мы друг друга хорошо знаем. И, конечно, здесь есть традиции «Восточно-Сибирского книжного издательства», о которых  нам напоминает своей работой Ольга Евгеньевна Арбатская.

- Премия – это деньги? Где взяли, если не секрет?

- В премии восемь номинаций, и победитель в каждой получает по 100 тысяч рублей. Таковы, во всяком случае, планы. Премия независимая, поэтому мы стараемся привлечь тех, кто сможет ее финансово поддержать. Когда сразу есть деньги – это одна история, а  когда понимаешь, что нужно убедить людей поддержать проект и вложится, говоря громко, в будущее сибирской литературы  - это история совсем другая. Но в этом, отчасти, и смысл: объединить тех, кому не все равно на судьбу сибирской книги, найти партнеров.

Для начала надо было понять, нужен такой проект вообще или же нет. Мы первым делом спросили у сибиряков, причастных к литературной жизни: а нужно ли? А первые отклики были: «Конечно, это здорово». Региональные библиотеки, журналы, писатели нас поддержали. Для многих важно объединение ради общего дела, никто больше не хочет вариться в собственном соку.

Более того, речь ведь, в какой-то степени, идет об объединении процессов – от написания книги до ее  производства и исследования. Поэтому в номинациях мы отмечаем тех, кто участвует в процессе создания книги от написания до продвижения – авторов, иллюстраторов, культуртрегеров, которые двигают литпроцесс в провинции и о роли которых всегда все забывают. Книгу – не только текст. На определенном этапе она становиться продуктом креативной индустрии. И такое объединение делает премию еще более актуальной.

Книга – еще и  объект изучения. Наука может попытаться ответить на вопрос: а что такое сибирский текст сегодня? Важной задачей поэтому для нас стало привлечение университетов. И одним из первых было соглашение с Иркутским госуниверситетом, с ИФИЯМ, где и прошла презентация премии в минувшем сентябре. Сибирский текст, сибирская книга вновь должны войти в научный оборот. Это наши идеалистические мечтания.

- Есть первые заявки?

- Конкурс открыт 31 декабря 2023 по 1 мая 2024 года. Первые заявки пришли из Красноярска и Алтайского края. Интерес есть. Об иркутянах пока ничего не скажу. Предполагаю, что  иркутяне традиционно оставляют всё на последние дни. Не стоит ждать, отправляйте сейчас.

Принимаются книги, в отдельных случаях (крупная проза, критика – по совокупности) – публикации в толстых журналах. Возрастных ограничений нет, кроме номинации для исследователей: принимаются литературоведческие работы студентов, аспирантов, молодых ученых до 40 лет.

- Название «Присутствие» - это присутствие где?

- У каждой премии - своя направленность. «Присутствие» - простое слово, которое выражает нашу главную тенденцию – мы «присутствуем» в Сибири. Премию могут получить те, кто живут и работают в Сибири – регионы СФО, Бурятия и Забайкалье. При этом, их произведения могут печатать, например, «толстые журналы» в Москве.

- Как часто планируется вручение премии?

- Один раз в два года. Праздник – это хорошо, мы постараемся устроить все так, чтобы «раздачей слонов» дело не ограничилось. Гораздо важнее посмотреть, с чем мы имеем дело, провести некую литературную ревизию. Мы должны ответить себе на вопросы: что такое сибирская литература, книга и литсреда сегодня. Важно мнение издательств. Важен профессиональный разговор с авторами, профессиональных разговоров вообще очень не хватает. 

Поэтому мы пригласили в жюри серьезных экспертов, чтобы нас не обвинили в  местечковости. Например, поэтическую книгу будут выбирать московский поэт, литературный редактор Геннадий Калашников, заместитель главного редактора – заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир» Павел Крючков, а также иркутянин, поэт Артем Морс. Литературную критику будут разбирать или отбирать литературовед и критик Анна Трушкина, главный редактор литературного журнала «Prosodia» Владимир Козлов и новосибирский критик Михаил Хлебников, хорошо известный книгами о Сергее Довлатове.

- Премия - имени Василия Трушкина. Как пришла идея?

- Мы забываем героев, теряем ориентиры. Василий Прокопьевич Трушкин – гений места, я бы сказала. Это имя произносить в связи с премией почетно. Я, как человек литературный, знаю его работы. А Ольга Евгеньевна (Арбатская) была некогда его студенткой, и сохранила теплые воспоминания о нем. Научный интерес Трушкин -  всецело Сибирь и сибирская литература. Анна Трушкина, конечно, поддержала идею.

- В век интернета что вы думаете о толстых литературных журналах, которые мы читали в дни нашей юности?

- Много лет бумажные «толстяки» они служили эталоном: если написал что-то хорошее, то там могут тебя опубликовать. Сейчас появились и профессиональные литературные электронные журналы, более демократичные площадки. Возьмите, например, журнал «Формаслов», который очень живая площадка для общения авторов, критиков. Или поэтический журнал «Просодия», профессиональный, строгий, интересный. Но, в общем и целом, тенденция такая же: хороший, авторитетный журнал это, в определенной степени, мерило профессионализма автора. Всякий уважающий себя литератор старается опубликоваться в журналах, чтобы войти в литературное сообщество. Это так и по сей день.

Конечно, мы живем во времена больших перемен, технологических сдвигов. Сейчас всякий может назвать себя прозаиком, поэтом, хотя бы разместив написанное в интернете. У автора нет погони за читательским вниманием - в том смысле, в каком это было раньше, сейчас кто-нибудь обязательно «лайкнет» твою публикацию. Можно и книжки выпускать, кто мешает. Но литература – это другая история. По-моему, это не ради всемирной славы и денег, это, прежде всего, ради открытий, которые может сделать сам автор, и ради того, чтобы ими, этими восторгами или отчаяниями, поделиться с другими. 

И не просто, между делом, поделиться, а так, чтобы тебе поверили, чтобы с тобой разделили переживания  - а это вопрос мастерства. О качестве продукта должен думать мастер, а о лайках потом за него история подумает, все по местам расставит.  Это, конечно, мое личное идеалистическое представление. Но, к счастью, коллеги по премии его разделяют. И «Присутствие» провозглашает, в первую очередь, качество. И мы еще поборемся за качество сибирской книги и всего, что ей сопутствует и ее окружает.

                                                                                                        Вопросы задавал Иван Алексеев, Глагол38

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также