Пинакотека каменного века, или взгляд туриста на Шишкинские писаницы
21 июля 2022
Иркутская земля полнится не только минерально-сырьевыми богатствами, но и памятниками археологии.
В двухстах шестидесяти километрах на север по Качугскому тракту вдоль берега реки Лены на три километра протянулся скальник, хранящий следы пребывания первобытных людей.
Известный всем как Шишкинские писаницы, археологический объект был открыт ещё в начале XVIII века Герхардом Миллером. По его приказу некоторые рисунки скопировал художник Люрсениус. Всемирную известность петроглифы приобрели в середине двадцатого столетия, после публикации большей части материалов академиком Алексеем Окладниковым. В конце двадцатого века писаница была повторно изучена иркутскими археологами Ларисой Мельниковой и Вадимом Николаевым. С применением новых научных методик сканировано 1 762 изображения на 298–и плоскостях скального массива.
На этом перейдём от теории к практике. Моё личное знакомство с петроглифами состоялось десять лет назад в командировке по области. Тогда повезло задержаться на час и даже пообщаться со сторожем, который и провёл мини экскурсию. Правда только вдоль дороги. Подниматься выше без соответствующей обуви и сноровки было чревато. Разглядеть удалось немногое.
Ещё меньше получалось увидеть в последующие годы, когда проезжала этот участок на служебном транспорте без остановок. И вот в этом году выпал шанс посетить писаницу целенаправленно.
Цель: не спеша осмотреть археологический памятник, попробовать подняться на него, словом, посетить художественную выставку, насчитывающую не одну тысячу лет.
Результат. Расстояние и качество дороги прямо пропорциональны друг другу, то бишь, чем дальше, тем хуже. При этом удивляет тот факт, что не смотря на такую удалённость, писаница заметно попорчена любителями отметиться броскими надписями «здесь был…». Особенно резануло, когда краской было проведено поверх выбитого изображения оленя, который явно и по художественному воплощению, и по исторической значимости превосходил пресловутого «Васю».
Увидеть опять же удалось далеко не всё. Даже с предварительным знакомством с материалом по изображениям, сориентироваться на местности трудно, тем более как-то классифицировать увиденное. Некоторые рисунки проступали только когда приближалась вплотную к ним. Олень, лось и непонятное существо, смахивающее на бегемота поразили с какой точностью и уверенностью первобытный художник передал анималистическое сходство. Далее удалось рассмотреть всадников, как нанесенных красящим пигментом, так и процарапанных на пласте горной породы. Флотилию лодок с людьми, караван верблюдов или лошадей (изображения тоже попорчены вандальными надписями), шамана в короне. Архаичного дракона и знаменитое изображение лани так и не отыскала. Однако, считаю, что поездка всё-таки удалась. Во-первых, всегда надо знать, что из культурных ценностей имеется рядом, прежде чем бежать в необъятные дали на разрекламированные объекты. Во-вторых, когда прикасаешься к такому древнему пласту культуры, поневоле многое начинаешь осмысливать и видеть в другом ракурсе, в том числе и место своей цивилизации в общем историческом ряду. И как ни печально признавать, но те же надписи про «жили-были», это по сути продолжение стремления людей отметиться на этом самом месте, ведь датировка прежних рисунков заканчивается аж XIX веком.
Ещё одна ремарка, уже как от научного сотрудника музея: хотелось бы видеть Шишкинские писаницы более музеефицированными. Как было бы прекрасно не просто прогуляться вдоль берега, но и знать, где какой объект расположен, к какому периоду он относится и что ещё интересного с ним связано. Как например, один из рисунков взят в качестве герба для республики Саха (Якутия). Увы, удалённость писаниц и качество пути к ним пока не располагают к подобным действиям, хотя с 1948 года, благодаря стараниям Алексея Павловича Окладникова и иркутского археолога Павла Павловича Хороших объект под названием "Шишкинская шаманка" был поставлен на государственный учёт и охрану. И сторож там имеется до сих пор. Но это тот случай, когда искусство у нас есть, но мы вам его не покажем. Впрочем, всегда можно посетить писаницы самостоятельно, пригласив с собою кого-нибудь из специалистов.
Мария Моженкова, искусствовед
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!