Как летом 1954 года поселки Усть-Кут и Осетрово объединили в один город

21 июля 2025

Усть-Кут основан в 1631 году как Усть-Кутский острог. Это третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута только Киренск (1630).

у-кут

На фото 1979 года: речной вокзал

В Усть-Куте останавливались и пополняли запасы продовольствия и соли многие северные экспедиции первооткрывателей Камчатки Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, первая и вторая  Камчатские экспедиции Витуса Беринга, экспедиции братьев Лаптевых и Григория Шелихова.

Долгие годы Усть-Кут служил местом политической ссылки. На солеваренном заводе работало большое количество ссыльных поляков - участников восстания 1863 года. В 1900 году здесь отбывал ссылку Лев Бронштейн (Троцкий).

Во время Гражданской войны в Усть-Куте развернулись крупные партизанские бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село Усть-Кут было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.

В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыли Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями. В 1943 году село получило статус рабочего посёлка. 

Пристань Осетрово была основана в 1929 году на базе пристани Усть-Кут, которая находилась в семи километрах ниже по течению реки в селе Осетрово. В 1930 году объём перевозимых через пристань грузов составил 10 тысяч тонн. Грузы в Осетрово доставлялись санным путём с Ангары либо на малогабаритных судах с верховьев Лены, а перегрузка велась вручную при помощи тележек. К 1940 году грузооборот вырос в четыре раза.

В 1951 году была сдана первая очередь Осетровского речного порта, ставшего крупнейшим в СССР. С завершением его строительства город стал крупным транспортным узлом, обслуживал большую часть северного завоза.

На фото из архива Натальи Мясниковой: заплыв на реке Лена, 1963

Поэтому в 1954 году было принято решение объединить Осетрово и Усть-Кут и придать новому образованию статус города с названием Усть-Кут. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР был подписан 29 июля.

Жители двух сел с радостью восприняли такое решение, несмотря на расстояние 12 км между ними. Более полугода они писали письма новым властям, чтобы появились городские маршруты автобусов.

На фото из архива Натальи Мясниковой: Осетровский речной порт, 1963-1965 годы

В том же году была открыта железная дорога Тайшет – Усть-Кут, которая прорезала вековую тайгу и соединила водный бассейн с Транссибом.

В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки» Байкало-Амурской магистрали. 

На фото: на станции Лена встречают новый отряд первостроителей БАМа, май 1974.

В городе располагался штаб Западного участка.

На фото из открытых источников: аэропорт Усть-Кут, 1981

В настоящее время Усть-Кут – крупный перевалочный транспортный узел и плацдарм освоения северно-восточных территорий страны.

По материалам Государственного архива Иркутской области и газетным публикациям

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также