130 лет назад в строительстве Транссиба участвовали сербские инженеры

В 1891 году началось строительство Транссиба, самой протяженной железнодорожной магистрали в мире. Оно продолжалось по 1904 год. Гордость, решительность и вера в силы своей страны 130 лет назад  способствовали тому, что в тяжелых климатических и логистических условиях Транссиб все-таки был построен благодаря собственным российским знаниям и средствам. Об этом в материале сербского издания "Политика". "Глагол" публикует текст в незначительными сокращениями.

Строительство Транссибирской железной дороги, самой протяженной железнодорожной магистрали в мире, чья протяженность составляет 9 438 километров, продолжалось с 1891 по 1904 год. Эта дорога связала тогда ненаселенные и негостеприимные места с конечной железнодорожной станцией на Тихоокеанском побережье - портом Находка. Первые железные дороги начали строить в царской России с 1837 года (Санкт-Петербург - Красное Село) и с 1837 по 1856 (Санкт-Петербург - Москва). Тогда же началось строительство железнодорожных путей в Западной Европе.

Сильные государства, среди которых особо выделялась Англия, сомневались в индустриальной мощи России, особенно в ее машиностроении и черной металлургии, сомневались в том, сумеет ли страна с технической и технологической точки зрения, за счет собственных материалов (рельсов, например) выстроить трассу длинной почти девять с половиной тысяч километров. В одной известной английской компании даже утверждали, что русские не смогут на своих металлургических заводах произвести и пятую часть от необходимого количества рельсов удовлетворительного качества. 

Александр III лично следил за всем циклом (проектирование, подготовка и строительство) и ходом работ на строительстве магистрали. Зная, что кое-кто из представителей английской власти злорадствуют по поводу строящегося Транссиба, царь приходил в бешенство каждый раз, когда в иностранной прессе читал насмешливые и пренебрежительные отзывы об экономической, индустриальной и кадровой мощи России и ее способности успешно завершить этот грандиозный проект. Гордость, императорское достоинство, а также решительность, энергичность и вера в силы своей страны способствовали тому, что в тяжелых климатических, логистических и других условиях Транссибирская железная дорога все-таки была построена благодаря собственным российским знаниям и средствам. Как назло, во время завершения прокладки путей не хватило рельсов на 6 км. Их импортировали из Англии, что породило массу тенденциозных и злорадных комментариев в ее крупнейших газетах.

Внимание привлекает один интересный факт, который касается сербов, ведущих инженеров-проектировщиков Транссибирской железной дороги. Их было несколько. Больше всего известно о Йоване Мариче, сербе из Боснии. Позднее инженер проектировал железнодорожную ветку Нанкин - Пекин, осел с в Пекине с семьей, которая полностью «погрузилась» в новую среду, но некоторые ее члены не забыли свое сербское происхождение.

После 1918 года был построен еще один отрезок Транссиба, что увеличило пропускную способность и эффективность магистрали. На ней находятся 97 станций, которые в среднем удалены друг от друга чуть более чем на 100 км. Трасса электрофицирована на участке в 5 610 километров, от Москвы до  Байкала.

Согласно расписанию, которое до распада СССР строго соблюдалось, время в пути по Транссибирской железной дороге занимает восемь дней, четыре часа и 25 минут. Эта магистраль сыграла неоценимую роль во Второй мировой войне, когда по ней эвакуировали многие индустриальные комплексы для военных и гражданских нужд, а также шедевры русской культуры.

Транссиб способствовал тому, что с 1941 по 1944 год на территории Советского Союза вдоль нее (вблизи и на значительных расстояниях от нее) были построены новые промышленные предприятия, города и другие объекты, которые имели огромное экономическое значение в те годы для страны. Эта магистраль превратилась в основу экономики, так как связала воедино месторождения полезных ископаемых, водные, лесные и другие природные ресурсы Сибири.

Неразвитая железнодорожная сеть России тормозила индустриализацию крупнейшей страны в мире, что неминуемо выливалось в отставание России от стран Западной Европы и Северной Америки. Известно, что к 1918 году в царской России было построено чуть более 60 тысяч километров железнодорожных путей, тогда как в Западной Европе их протяженность достигала 130 тысяч километров, а в Северной Америке (США) - 180 тысяч. Эти данные дают ясное представление о железнодорожном сообщении в России. Благодаря ускоренному строительству с 1918 по 1956 год общая протяженность железнодорожных путей, не считая промышленные, увеличилась до 175 тысяч километров.

Бранко Инич, Политика (Сербия)

Фото из открытых источников

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

22.07.2021


Новости партнеров