Гений живописи Андрей Рубцов: к 100-летию со дня рождения иркутского художника
22 октября 2025
В Иркутском художественном музее открылась выставка «Андрей Рубцов: век живописи. К 100-летию со дня рождения», которая включает более 60 живописных и графических работ разных этапов творчества мастера и выдающегося творца.
Андрей Филиппович Рубцов родился 22 октября 1925 года в селе Чемеево Чашинского района Курганской области. Отец погиб в ссылке от голода, поэтому смья была вынуждена покинуть родные места.
С детских лет он хорошо знал, когда придет зима.
- Перед самым ее приходом мама ставила между рамами стеклянную керзину. Это была изумительная корзина! Мама приносила ее со стекольного завоза, где работала. Я очень любил эту корзину и хотел сделать такую же. Искал в бору корни, сучки, ветки и вырезал из них фигурки, - рассказывал он тридцать лет спустя.
А потом пришла война. Воевал на Восточном фронте, был тяжело ранен. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Японией».
В 1947 году приехал в Иркутск и поступил в художественное училище. С 1952 года - преподаватель училища, затем художник творческо-производственных мастерских Художественного фонда РФ.

Начинал Андрей как пейзажист. Начал же Рубцов как пейзажист. Его первая большая работа - «Пейзаж на реке Белой». И на республиканской выставке 1955 года в Москве, где было представлено несколько тысяч полотен, отобрали лучшие. Среди них - пейзаж Рубцова.
В том же 1955 году молодой Андрей Рубцов впервые стал участником областной выставки художников, с 1956 года - участник межобластных, в 1964, 1967, 1969, 1975, 1980 и 1985 годах - зональных выставок, в 1957 году выставлял свои работы на всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, в 1979 году - Ленинграде. Кроме того, работы Рубцова демонстрировались в Канадзаве (1973-1974), Улан-Баторе (1973), немецких городах Цвиккау (1978) и побратиме Иркутска Карл-Маркс-Штадте (1979).

Затем увлекся гравюрами, и только потом почувствовал себя портретистом.

Рубцов тщательно работал над своими портретами, искал нужную ннтонапию красок, штрих, деталь. Он рассказывал, что каждый мазок нес определенную нагрузку - композиционную и смысловую.

Народный художник России Виталий Смагин вспоминал, что познакомился с Рубцовым и увидел его первые работы в 1961 году. Тогда же автор вступил в союз художников СССР:
- Уже тогда, будучи студентом, я был поражен особым видением и осмысленным отношением к изобразительному искусству. Андрей Рубцов наделен от природы прекрасным чувством цвета. Он замечательный колорист и в своем искусстве не идет по пути бытописания и повествования. Его работы – не копия природы, а поток чувств, размышлений и переживаний, то, что определяли представители субъективного идеализма как основу при создании художественного образа. Глядя сегодня на его работы, могу с уверенность заявить, что он – живописец от Бога, - отмечал он в интервью 2012 года.

А еще у него получались натюрморты, которые коллеги-художники называли по-особенному, «рубцовские». В шестидесятые самыми популярным, наверное, были «Шахматы».

Его часто ругали за темный колорит, а он отвечал, что ненавидит белила.
В восьмидесятые была неприятная история, о которой Рубцов уже позднее рассказал в одном из интервью Лилии Ладик:
Когда «Портрет хлебороба» уже висел в экспозиции, в Иркутский художественный музей для «цензурного просмотра» пришла из обкома дама с пышной прической.
Пройдя по залам, она остановилась перед картиной Рубцова, ткнула в нее пальчиком: «Почему так темно написан хлеб? Он что горелый? Нельзя. Это неуважение к хлебу».
Картину сняли. Рубцову сказали об этом, когда он вошел в комнату, где сидели работники музея.
Он промолчал, но на лбу у него выступила испарина.
«Значит, сняли?»
- «Сняли».
- «Горелый, значит...», - повторил он тяжело и задумчиво, а через паузу: «Конечно, горелый... В сорок первом и сорок третьем вон его сколько на корню горело...».
И он выругался ожесточенно и как-то ласково даже.

В те годы женская тема в его творчестве стала ведущей. Ему очень повезло с женой Инной Ивановной, тоже художником, которая понимала с полслова. Работала экскурсоводом, главным хранителем, художником-реставратором Иркутского художественного музея.
В декабре 1990 года состоялась первая персональная выставка Андрея Филипповича.
- Андрей Рубцов - диалектик в живописи. Он прост и недоступен, ясен и парадоксален, реален и идеален одновременно. Его волнует вечная проблематика искусства: философия бытия и загадка женской натуры, тайна природы и человеческой души, мир детства и красота как физическая и нравственная категория. Мощная энергия его красочно насыщенных холстов не излучается вовне, а подобно магниту устремляется внутрь, в материальную и смысловую плоть образа. Автор констатирует внутренне выстраданный результат целенаправленного диалога с натурой, а дело зрителя - принять или отвергнуть предлагаемые образные формулировки, - писала тогда о нём искусствовед Тамара Драница.

Когда входишь на выставку в Иркутский художественный музей, то сразу встречаешься с его автопортретом «Прикосновение» (верхнее фото). В его работах - природа и домашний уют, река как образ жизни и много портретов. Портреты Андрея Рубцова - это «глубоко интимный разговор двух людей - художника и модели, через который открывается автору потаенный мир мысли, настроений и переживаний портретируемого», - говорит Тамара Григорьевна.

Творчество Андрея Рубцова высоко оценено властями и общественностью. Награжден золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2011). Он - дважды лауреат премии губернатора Иркутской области в области культуры и искусства «За вклад в развитие изобразительного искусства» (2001, 2012).

Произведения Рубцова хранятся в Иркутском художественном музее имени В.П. Сукачева, Иркутском областном краеведческом музее имени Н.Н. Муравьева-Амурского, Новосибирской областной картинной галерее, художественных музеях Новокузнецка, Томска, Кемерово, Читы, Норильска и Улан-Удэ.
Андрей Филиппович прожил богатую жизнь и умер в девяносто лет в 2016 году, не дожив до 91-го дня рождения четыре дня.

Нынешняя выставка художника Андрей Рубцова, по словам дочери Натальи Сериковой, шестая по счету. Как рассказала директор музея Наталья Сысоева, готовится к изданию каталог работ Рубцова, в него войдут почти 250 работ из девяти музеев страны.
Выставка будет работать до 23 ноября 2025 года.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!