Издательство «МИФ»

Наталия Королева и "прыжок" через рампу

Самой главной театральной премьерой прошлого года стал спектакль Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина. Постановку высоко оценили не только горожане, но и москвичи: в октябре ее показали на сцене Малого театра. 

Коллектив драмтеатра получил губернаторскую премию за достижения в области культуры и искусства. В числе награждённых - исполнительница роли Дарьи, народная артистка России Наталия Королева. 

"Глагол. Иркутское обозрение" публикует фрагменты интервью журналиста Юлии Вяткиной (АиФ) с одной из ведущих актрис театра. 

В 2008 году вы начали играть старуху Анну (спектакль по повести "Последний срок" - примечание "Глагола"). Этот спектакль и конкретно ваша игра в нём собрали множество театральных наград в России. Но в 2017 году появилась Дарья. Вас «по умолчанию» утвердили на эту роль?

Это решилось сразу, хотя, конечно, не могу утверждать, что в голове режиссёра не было других вариантов. Я испугалась, когда мне предложили играть Дарью, и чуть не пошла на попятную. Думала, после Анны могу повториться. А зритель скажет, что он это уже видел, и спросит, зачем старуху из «Последнего срока» перекинули в «Прощание с Матёрой». Но режиссёр, поразмыслив, сказал: «Ведь они обе распутинские старухи, и, возможно, если бы Анна не была больна и очутилась в такой же ситуации, как Дарья, чья родная деревня попала в зону затопления, то вела бы себя так же». Критики после премьеры «Матёры» говорили, что Королёва внешне не похожа на Дарью, которую описывал Распутин. Героиня - сухая, жилистая, выше ростом, но сыграла так, что веришь: это именно та самая Дарья. Вот такой парадокс получился.

Вы сами признаёте, что ваши героини похожи: их создал один автор, они примерно одного возраста. Вам не наскучило это амплуа? За 35 лет работы на иркутской сцене вы сыграли множество ролей, и комедийных, и драматических. Не смущает, что запомнят Наталию Королёву именно по ролям распутинских старух?

Как же я могу смущаться? Это же самое ценное! Когда люди после спектакля подходят и говорят: «Мы не думали, что подобные спектакли бывают!», убеждаюсь, что не зря прожила свои семьдесят лет. Могла ли я подумать, что когда-нибудь достигну такого творческого успеха и меня даже на улице узнавать будут. Честно говорю, мне нравятся роли простых русских баб, не стыжусь их, хотя играла и графинь «заморских». Но такие роли будто не по размеру были - что-то жало, мешало. А Анну и Дарью я даже не играла, а проживала. Они кажутся проще, но это обман: сложнее всего достоверно сыграть «простых» персонажей. Ведь бывает, что артист играет хорошо, но, как говорят в театре, за рампу не перелетает. Зритель наблюдает, но отстранённо. А когда он забывает, где находится, погружается в реальность, которую ему предлагают на сцене, - значит, актёр через рампу перепрыгнул.

Год назад вы участвовали в съёмках телеверсии «Последнего срока». Телеканал «Культура» показал его в день юбилея Распутина. Как относитесь к такому формату сотрудничества телевидения и театра?

Это оказалась невероятно трудная работа, мы по двенадцать часов не выходили из театра. Наивно полагали, что операторы поставят камеры и будут просто записывать спектакль в обычном режиме. А вышло, что сначала нам нужно было сыграть финал, а потом сразу какой-то эпизод из начала. Все актёры встали в ступор, растерялись, чувствовали себя пустыми. В итоге всё, как вы знаете, получилось. И я не имею ничего против такого формата, ведь это, во-первых, память, а во-вторых - огромный охват людей. После показа меня нашла моя давняя подруга, с которой много лет не было никакой связи. К слову, режиссёр, который работал с нами на съёмках, говорил, что «Культура» снимает провинциальный театр чуть ли не впервые.

Сам Распутин очень любил этот спектакль. Почти каждый раз, возвращаясь из Москвы в Иркутск, он приходил на него. Редко когда автор произведения раз семь приходит в театр, чтобы посмотреть на сценическое воплощение своего творения. Да и в Москве на наших выступлениях писатель всегда был в зале. Я его называла нашим талисманом.

Интересно услышать от вас, как актёры реагируют на нестандартные ситуации в зале: кашель, телефонные звонки? Бывали случаи, когда зрители вас настолько разозлили, что хотелось, образно выражаясь, хлопнуть дверью и уйти со сцены?

Актёры чутко слышат происходящее в зале, и нам бывает очень обидно, когда нескромно начинает играть музыка на звонке. Актёрам мешает такая грубая перебивка, она сбивает с толку. Но это проблема не только театров, но, например, и больниц, мне даже кажется, от неё не избавиться. А вот кашель, шуршание - тревожный «звонок» для артистов: что-то не так, зрителю стало неинтересно, его внимание ускользает. И стараешься вернуть его обратно. Я могу сделать это паузой, замолчу - и он насторожится и даже забудет, что хотел кашлять. Но остановить спектакль из-за зрительского неуважения не смогу, характер не позволит. Хотя знаю такие случаи. Моя подруга играла в детском спектакле, ребята в зале сильно шумели, она в какой-то момент не выдержала и выкрикнула: «Да прекратите вы или нет?!»

Вы много гастролируете, поэтому можете объективно судить, правда ли Иркутск - театральный город?

Правда. Не только в драмтеатре, но и в филармонии, и в музыкальном театре всегда полные залы. Хотя везде своя публика. Тяга к искусству никуда не делась, люди в нашем городе духовные, стремящиеся содержать душу в порядке. Хотя были годы, когда им было не до театров, они думали, как бы прожить на выданные талоны. Но душу-то надо чем-то «чистить» время от времени, а телевизор и Интернет с этим не справятся. Мы и по области гастролируем: Братск, Ангарск, Усть-Илимск - всюду принимают радушно, смотрят внимательно и приглашают приезжать чаще. Видимо, не хватает искусства людям, без него жить ещё тяжелее.

С москвичами иркутян я даже сравнивать не буду: жители столицы сильно избалованы. Но нам их удалось удивить. После показа «Матёры» они признались, что подобных постановок у них нет, там в моде яркие шоу с акцентом на визуальные эффекты.

Юлия Вяткина, АиФ в Восточной Сибири


Aliexpress WW

23.01.2018

Театральная жизнь