Презентация книги профессора Федора Кудрявцева "История бурят-монгольского народа" состоится 31 марта

Презентация переизданной книги 1940 года известного ученого, доктора исторических наук, профессора Иркутского госуниверситета Федора Александровича Кудрявцева "История бурят-монгольского народа" состоится 31 марта в Иркутской областной библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского в рамках международного фестиваля КНИГАМАРТ. 

Книгу представит писатель Алексей Гатапов. Начало в 16:00. Здесь же можно будет приобрести книгу. 

Предлагаем вам отрывок из книги. 

Русские служилые люди в XVII в. называли Прибайкалье «Землею братов» (бурятов), различая среди них племена икирежей, булгадаев и коринцев, т. е. эхиритов, булагатов и хоринцев. Вероятно, эти племена, названия которых встречаются у Рашид ад-дина и Юань-Чао-би-ши, были древними обитателями Прибайкалья.

Постепенно название «буряты» охватывает не только эхиритов, булагатов и хоринцев, но и все этнические группы, внедрявшиеся в состав бурятского населения. Во второй половине XVII и начале XVIII в. в Прибайкалье переселяется из Монголии целый ряд монгольских племенных групп: узоны, цонголы, хатагины, табунгуты, сартолы и другие, поселившиеся в Селенгинском районе, и хонгодоры, поселившиеся среди аларских и тункинских бурят. Сначала селенгинские выходцы из Монголии выделялись из бурятских племен и назывались «мунгалами» (монголами). В XVIII в. их называли «российскими мунгалами» в отличие от заграничных. Историк Миллер указывал, что селенгинцы только причисляются к бурятам, «а свойственно они мунгалы, которые не более как за 80 лет пришли в российское подданство». Вливаясь в состав забайкальских бурят, российские мунгалы стали в конечном итоге одной из территориальных частей бурятского населения (селенгинские буряты).

Хонгодоры внедряются в состав бурятских племен ранее селенгинцев. Отдельные роды хонгодоров («конготурского роду») упоминаются еще в 1646 г. вместе с «икирежскими» и «болоцкими» людьми (эхиритами и булагатами).

Процесс внедрения монгольских групп в Прибайкалье прекращается лишь после Буринского трактата 1727 г.

В XVII веке кочевья бурят простирались на обширной территории по обе стороны Байкала. Они кочевали в бассейнах pp. Ангары, Верхней Лены, Селенги, Онона и Шилки. В долинах Анги и Лены жили преимущественно эхириты; они же населяли байкальский остров Ольхон.

Булагаты обитали в бассейне Ангары и ее притоков: Оки, Уды, Иркута Унги, Китоя, Белой, Куды.

В Забайкалье, в долинах Селенги, Онона, Ингоды, Хилка и Шилки, кочевали, по донесению русских казаков, «большие» бурятские люди «вряд с мунгальскими людьми». Это были, с одной стороны, буряты - выходцы с западной стороны Байкала, кочевавшие в устье Селенги по Кударинской степи, с другой стороны - хоринцы и некоторые монгольские племена.

На западе бурятские кочевья доходили приблизительно до Кана — правого притока Енисея; восточным пределом была р. Шилка.

Северной гранью Бурятской земли считалась местность в районе Братского острога, основанного енисейскими казаками при впадении Оки в Ангару. В 1626 г. атаман Максим Перфильев, добравшийся со своим отрядом по Ангаре до Шаманского порога, узнал от эвенков (тунгусов Шемагирского рода, живших в этом районе), что до Бурятской земли оставалось еще три дня ходу. Русский посол в Китай в 1675 г. Николай Спафарий, описывая Братский острог, отмечал, что «под острогом течет река Ока, а вытекла из степи, а по ней живут пашенные крестьяне и браты».

В Саянах, как говорит легенда, в глубокой древности у подошвы горы Алтан-Мандурга, среди кочевавших здесь монгольских выходцев атагатов и хатагатов, жила знаменитая шаманка Асой-хан-удаган. Она была бездетна и просила день и ночь о даровании ей детей. Наконец, мольбы шаманки достигли до ушей призываемого тенгри (небожителя).

Однажды к атагатам и хатагатам прискакали два табунщика и рассказали всем и каждому следующее: «Утром при чрезвычайно ясном небе забушевал юго-западный угол Байкала и дал образование огромной массе белоснежной пены. Прошло времени не больше, чем необходимо на вскипячение тогона, и из этой пены вышли три мальчика, причем раздался свыше голос, который говорил: «Да насладятся долгоденством, здоровьем и богатством Булагат, Хоридой и Эхирит». Затем, когда эти мальчики-оборотни выбросились на берег, подле них очутились два вола — голубой и пестрый. Дружелюбно обнюхав малюток, волы легли подле них на правый бок. Тотчас старший брат (Булагат) подполз к голубому волу и начал кормиться у него, а средний (Хоридой) и младший (Эхирит) за тем же обратились к пестрому волу». Асуйхан по туземному обычаю усыновила мальчиков при всем народе.

Выросши, братья стали охотниками и, ходя туда и сюда на охоту, нажили огромное имущество, состоявшее из звериных шкур. Лет через двадцать после находки мальчиков Асуйхан умерла. Вскоре после этого Булагат и Эхирит решили разделить свое огромное состояние на три части, разойтись в разные стороны, жениться на избранных девушках и жить самостоятельно. Разделив имущество, братья стали поджидать Хоридоя, который находился на охоте. Спустя некоторое время пришел и он. Узнав о разделе, произведенном без него, Хоридой обиделся на братьев. «Да ведь я такой же, как и вы, хозяин имущества, — заявил он с раздражением, — зачем же вы без меня разделили общее наше достояние?» Разгневанный Хоридой оттолкнул ногою выделенную ему часть звериных шкур и, обращаясь к горам, сказал: «Мендэ, алтан Мундурга!» («Прощай, золотая Мундурга!»). Он ушел и поселился на острове священного моря Байкала - Ольхоне.

Ольхон был переполнен тогда дикими гусями, утками и другими видами птиц. Одинокий Хоридой стал тосковать. Однажды, когда Хоридой лежал недалеко от моря и любовался плававшими гусями, утками и летавшими чайками, к берегу Байкала прилетел прелестный белый лебедь (хонг). Он начал петь дивную песню, а затем превратился в прекрасную деву-тенгри, которая, сняв блестящую одежду, стала купаться в море. Тогда Хоридой тихонько пробрался между камышами на берег и украл одежду девы-тенгри.

Без одежды дева не могла улететь, и Хоридой поймал ее. Она оказалась оборотнем прекрасной Элун-Говы, супруги Хубилай Сэцена, внука Чингис-хана.

У Хоридоя и его жены было 11 сыновей: Голзот, Хаоцай, Кубдут, Гучит, Шарайт, Харганат, Худай, Бодонгут, Хальбин, Цаган, Ботанай, которые считались прародителями 11 хоринских родов.

Кроме того, книгу можно купить в офисе издательства "НоваПринт" (Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 1, тел. 211-155) и торговых сетях, а в Иркутске - у представителей издательства. 

Фестиваль «КНИГАМАРТ» пройдёт при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области и Иркутской нефтяной компании. 

Организаторы фестиваля - Иркутская областная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского, фонд поддержки НКО «Новый Альянс», АНО «Центр культурных инициатив «Буквица».

Возрастное ограничение: 12+.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

24.03.2021


Новости партнеров