Гриша Шаров про мир стрит-арта и премии, Братск и свой фестиваль

25 ноября 2024

Гриша Шаров четыре года назад придумал один из самых неотразимых концептов в сибирском искусстве - фестиваль уличного искусства «Один за всех».

гриша

На прошлой неделе в Красноярске были объявлены результаты премии SCAN Awards. В номинации «Художник года» финалистом был Гриша Шаров, уроженец Братска, но недавно перехавший в Красноярск, обладатель гран-при  престижной  сибирской премии «Серебряный лучник», лауреат сибирской премии достойных дел «Глаголы иркутского времени» от нашего издания. 

Портал Мастера Сибири записал с ним большое интервью, отрывки из которого мы предлагаем нашему читателю. 

- Как ты пришел в искусство? 

- После фестиваля «Один за всех» довольно много людей думает, что я куратор и не занимаюсь собственной художественной практикой. А я много лет рисовал, четыре-пять, и в какой-то момент подумал: что-то я один занимаюсь этим в Братске и не вписан в контекст, не дружу с художниками, меня не зовут на проекты, я вообще слабо понимаю, как это устроено. Чтобы это все исправить, я решил сделать фестиваль. В городе люди поймут, что такое стрит-арт, появится куча работ топовых художников.

Как это обычно происходит: идешь в администрацию, ищешь спонсоров, это все согласуется. И в таком городе, как Братск, получился бы рядовой фестиваль, таких в стране очень много. Мне таким фестивалем быть не хотелось. И я подумал - сделаю это несогласованно. Я видел пример «Карт-бланша», прекрасный образец - он не согласуется, ребята сами находят деньги, продают свои холсты, ищут спонсоров без требований промо. Встал вопрос: откуда взять денег? Везти-то двадцать человек, а это приличная сумма! Окей, вторым «Карт-бланшем» стать мне тоже не суждено. 

Немного о фестивале в Братске в 2023 году

Я хотел, чтобы в Братске появилось много работ топовых ребят, и подумал: «А че, круто будет, если я придумаю в их стиле, не спрашивая, сделаю в Братске, опубликую не под своим аккаунтом» Мне казалось, что это взорвет всех. Представляешь, как удивился бы условный Вова Абих, узнав, что его работа появились в Братске, но он ее не делал. Соединяя эти две идеи, я понял, что можно их попросить придумать, а я... 

- От идеи пиратства ты отказался, получается? 

- Пиратство - это когда ты воруешь готовое. А тут ты вроде как стиль воруешь - а это гораздо сложнее: не быть художником, но при этом в его стиле придумать работу, чтобы ее фиг отличить можно было. Вот давай сделаем сейчас работу Бэнкси, но возникает вопрос - а придумать и нарисовать так классно как Бэнкси ты сможешь? Это гораздо сложнее, чем фестиваль «Один за всех». 

- Вопрос об авторстве - это всегда интересная тема. Если ты как дизайнер своруешь стиль другого дизайнера, ты получишь штраф. В мире уличного искусства так же? 

- По дизайну - за копирование стиля никто тебе ничего не предъявит, а если логотип скопируешь, тогда да. В мире искусства - я вот не парился об авторском праве. Если бы я сделал в стиле Вовы Абиха работы, я бы точно не парился, что я нарушил. Но пару раз я присутствовал при таких разговорах - один художник сделал работу шрифтом, напоминающим шрифт Ильи Мозги. И там случился бесконечный диалог, что так нельзя делать. Мне показалось это смешным - почему нет? Тем более шрифты были стандартные, какой-нибудь Arial. Много было недовольных, типа - как так можно, вот человек много лет работал над своим стилем, и тут приходит какой-то левый чувак! Если бы он пытался этот холст продать под видом Мозги, тогда бы я понял, в чем его выгода. А так не понимаю. 

- Согласовывать места под работы на фестивале для ребят - это тру или не тру? 

- Я вообще не про это же. Мне кажется, все эти разговоры как раз от граффитосов, от ребят, которые пытаются быть «тру». 

- А «тру» существует еще сегодня, или это уже архивное понятие? 

- Для них, мне кажется, существует, я с просто с ними совсем не общаюсь. Это параллельная вселенная. Очень часто люди, которые не находятся внутри и мало знают про уличное искусство, думают, что граффитосы и стрит-артисты как будто одно целое. Как будто они еще до сих пор на скейтах катаются, стритбол играют, рэп читают - уличная тусовка типа «Сникерс Урбания 2007». 

Мир стрит-арта - это просто художники, которые выбрали медиум «город». Они вообще про улицу ничего не знают - про баллоны вот эти, респиратор, широкие штаны. Многие из них даже баллонами не умеют пользоваться; я плохо пользуюсь баллонами. Для меня тру или не тру - это вообще не разговор; я никогда не пытался им быть. 

Гриша Шаров: Я только сейчас понял, что должно быть на этом столбе

Мне просто неинтересно часто делать согласованные работы, особенно когда это целый фестиваль. Почему я и говорю, что часто ты не знаешь, что в соседних городах есть какой-то фестиваль. Потому что они неинтересные, настолько они без яиц; они вот с этими договорились и с этими, и с этими, и там от художника ничего не осталось вообще. И работы абсолютно инертные, а самое главное, с ними ничего нельзя сделать. Муралы практически никогда не перекрашивают, особенно если там какая-то значимая фигура нарисована. Вы с ней навеки. Это будет висеть всегда, это будет облупляться. Поэтому они никому и не интересны, кроме, может быть, местных жителей. 

Я вижу, что в Братске сейчас начали рисовать муралы. Это впечатляет людей, которые меня вообще не понимают. Они считают, что я конченный, что я вообще творю какую-то дичь. У них просто такой уровень насмотренности. Им классно, потому что они первый раз увидели муралы. У нас есть такой Андрей Артемьев, он в прошлом году там нарисовал три или четыре мурала: большинство из них просто картинки, скачанные из интернета, красивые картинки. Но и это всех впечатляет - потому что они, ну, красивые. 

Но пройдет время, я уверен, эта тема выгорит так же, как и в других городах. Просто сейчас уровень насмотренности Братска такой. И я для них, для большинства, какой-то, ну, дебил - просто вышел, что он там делает вообще.

- Ты говоришь, что фестивали муралов неинтересные - а твой фестиваль какой? 

- Ой, я же не отстаиваю позицию, что есть что-то для всех абсолютно интересное. Я просто про себя говорю. 

- Ну, тогда с точки зрения тебя - какой фестиваль интересный? 

- Ну вот партизанский фестиваль интересный. Чуваки реально выходят и делают работы, которые они могут себе позволить сделать. «Карт-бланш», я в прошлом году ездил на «ПростФест» в Омске. 

- А чем это интереснее, чем фестивали муралов? 

- Ну это искренне: люди приезжают, рисуют то, что хотят. Ну и понятно, что в принципе на такие фестивали часто делаются какие-то остросоциальные, политические истории. Такое в принципе невозможно на фестивале муралов или каких-то там паблик арт-стрит фестивалях. 

- При этом фестивалей муралов количественно больше, чем «настоящих» уличных фестивалей. На твой взгляд, почему они так популярны? 

- Во-первых, большой, иллюстративный рисунок - это красиво. Вот река, вот медведь, вот озеро Байкал. Такие штуки, просто красивые открыточные истории - это понятно и это впечатляет обывателя. Мне просто неинтересно на это долго смотреть. 

Во-вторых, естественно, что такие большие массовые штуки, их возможно нарисовать только согласовано. Партизанские фестивали, как «Карт-бланш» и «ПростФест», они не муралы рисуют - они делают маленькие работы, которые можно за полчасика сделать и уйти. Это более понятный путь, естественно - чем закончится фестиваль, который ни с кем не согласован, никто никогда не знает. 

А тут все понятно: если все согласовано, все сделано, это закончится муралом. Он вот здесь появится, будет висеть 20 лет, все. Как в школу ходить: вот первый класс, второй, третий, все понятно, чем дело кончится. Кончится последним звонком. Также и здесь: есть инициативная группа, она должна сходить в администрацию города, найти спонсоров, найти стенки, привезти художников, художники должны согласовать эскизы, потом должны вышку поднять. 

Такая история, она большинству людей ближе.

- Как выглядел город Братск до твоего фестиваля в 2020 году? 

- Так он и сейчас так же выглядит. Это молодой город, там нет архитектурных изысков - в основном всякие хрущевки стоят, пятиэтажки, десятиэтажки, типовая застройка. Он появился в середине прошлого века благодаря строительству Братской ГЭС. Городок на 250 тысяч жителей - разбросан между собой, районы далеко друг от друга находятся. Есть университет, есть какие-то заводы, появились всякие корпорации типа «Транснефти», на которой хорошие зарплаты, люди стремятся куда-то туда. Много вахтовиков, плохая экология. Я надеюсь, что изменилось что-то, насмотренность. Появилась дискуссия совершенно точно про искусство и уличное искусство. И мне от этого отрадно, классно, приятно. 

- Как ты это заметил? 

- Есть разные паблики городские, например, «Первый в Братске», они дико популярны. И там много фестивальных и моих личных работ выкладывалось. Под ними люди ломали не то, что копья - они готовы были сломать мое лицо. Очень много разговоров и вопросов было о том, что может художник - может ли он выйти на улицу, никого не спрашивая, рисовать? Может ли он вообще создавать то, что не нужно никому? Он во благо общества действует, или выражает то, что ему хочется? Бесконечное количество вопросов было, которые я себе сам задавал редко, а там люди дискутировали на эти темы. 

Приходит человек и говорит: я вот это обожаю, а это вообще не художник, например. Вот такие разговоры я очень люблю, потому что ты начинаешь специально, очень аккуратно задавать вопросы: ну, а кто тогда художник? И вдруг человек начинает, отвечая на мои вопросы, по ходу пьесы врубаться, вырабатывать свою точку зрения. И это хорошо. Пусть он не встанет, естественно, на мою точку зрения, не поймет, что художник, по сути, может заниматься чем угодно и называться может, как угодно. Нет никакой линейки померить: вот этот художник, а этот не художник. Человек не прошел еще этот мыслительный путь, но уже на него вышел.

- Какой средний срок жизни объекта? 

- Это вообще непредсказуемая история. Это не только фестиваль, я же про свои уличные работы также могу сказать. Можно сделать работу на, как тебе кажется, острую тему, и она проживет там три года, хотя ты думал, что ее назавтра вообще там распилят и сожгут, а тебя проклянут и всех до пятого колена. А бывает, что работа максимально дружелюбная - например, я вешал сердце большое. Стоит в Братске согнутый баскетбольный щит - такая конструкция буквой Г, а самого щита уже нет. И художник oakoak придумал, что надо повесить туда сердце, будто это оно металлическую конструкцию согнуло - типа, любовь сильнее всего. Вешал я это сердце вечером, фотографии получились плохие, и я решил с утра приехать и переснять. Приезжаю - все, ничего нет уже, все разрушено. Там две работы было, и вторую всю раздолбали. Они максимально безобидные, добрые - сердце, классно, красота. Все сломано к херам. 

Вообще таких примеров много. Люди ходили здесь мимо, и это было унылое место в неблагополучном районе - заброшенная детская площадка, уже немножко заболоченная. И вдруг появилось что-то необычное - это, скорее всего, опасное что-то, вдруг из этого выйдет нехорошее что-то? Мы не улыбались 20 лет, давайте не будем начинать.

- «Один за всех» продолжается? Или ты возьмешь паузу? 

- Каждый год возникает вопрос: стоит ли делать? Потому что мне хочется развивать фестиваль, у меня каждый сезон от предыдущего отличается. Есть идеи, что делать дальше, но пока непонятно, буду ли я это делать, насколько меня хватит. Это очень выгорающая история - фестиваль требует такого количества сил, что потом несколько месяцев ты просто желе. Но проходит какое-то время, и я, как рыбка, забываю о том, что мне было очень тяжело, и думаю: «Ну, есть же классная идея, давай туда воткнемся». И так каждый год. Дурная голова ногам покоя не дает. В 2020-м я думал, что будет всего один сезон.

- В Братске ты был единственным художником, и все понятно. А здесь их много. Ты чувствуешь какую-то конкуренцию? 

- Я понимаю, что я не один, но я ненавижу конкуренцию. Считаю, что это тоже деструктивная история. Допустим, премии - мне кажется, что, если ты не выработал правильную точку зрения, тебя это способно тоже сожрать. Если ты начнешь думать, что это реальная оценка, а тебе не дали - ты, значит, не художник, не настоящий, это не искусство. Не надо тогда на премии подаваться. 

Слава Богу, мне не 16 и не 20 лет, уже все-таки я на себя и на все вообще могу посмотреть чуть-чуть поопытнее. И, конечно, я просто к премиям отношусь как к возможности получить бесплатных денег - классно, приятно, что кто-то там тебе их даст. Но если не даст, ничего страшного вообще, это ничего вообще не значит. Нужно делать то, что хочется тебе, то, что у тебя внутри горит, а не оборачиваться на кого-то. Лучше починять примус где-то в своей мастерской, спокойненько делать то, что тебе надо.

Полный текст на Мастера Сибири

Фото Дмитрия Штифонова, Красноярск

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также