Владимир Демчиков: Областной музей имени Кельвина Кляйна
27 апреля 2016
Недавно сидели мы в одной компании с несколькими галерейно-музейными людьми. В том числе обсуждали и количество посетителей в галереях, музеях и прочих учреждениях культуры. В выходные, говорили они хором, народ есть, а в будние дни – увы...
И я вспомнил, как недавно несколько раз забегал как раз в будние дни в один местный торговый центр по делу (приносил-уносил кое-какие документы, передаваемые через дружественный магазинчик). И, пожалуй, впервые тогда обратил внимание на то, как ведут себя люди в торговом центре.
А ведут они себя в торговом центре так, как по идее полагается себя вести в музее. Сидят на лавочках, лениво разглядывая цветное великолепие витрин. Медленно прогуливаются мимо роскошных продуктов дизайнерской мысли, выставленных в тех же витринах. Разглядывают весь этот пестрый ассортимент внимательнейшим образом. Наслаждаются. О чем-то явно думают. Переговариваются. Что-то с чем-то сравнивают. Короче, ведут себя как типичные посетители музея.
И в самом деле: что такое сейчас торговый центр как не огромная выставка? Платья, брюки, обувь, ювелирные украшения, аксессуары для всего на свете, ремни, сорочки, узоры, складки, оформление витрины, подставка, подсветка, скульптуры манекенов, общее ощущение великолепия и дороговизны – да это самый настоящий музей. Единственное, чего нет у прекрасных во всех отношениях экспонатов этих громадных музейно-торговых центров – это так называемой музейной ценности. Зато любой другой ценности – хоть отбавляй. Тут и прекрасные материалы (пусть даже прекрасные только с виду), и фантастическое разнообразие дизайнерских решений (пусть даже несколько аляповатых, но людям нравится), прекрасное освещение, на котором никто не экономит, изобретательное размещение и оформление, а главное – полное соответствие ожиданиям зрителя (пусть даже самым дебильным, но тут уж какие есть – такие есть). Торговые центры с десятками магазинов – это сейчас настоящие народные музеи, по которым гуляют, как по «третьяковкам» и «луврам», наслаждаясь красотой нашей высокой цивилизации с ее обращенностью к человеку с его земными интересами и настойчивым стремлением в прекрасному.
А то, что все это великолепие и вершину дизайнерской мысли еще к тому же можно потрогать, а кое-что даже и купить – делает торговые центры безусловными фаворитами в борьбе с музеями за любителей прекрасного. Особенно в будние дни, но, впрочем, думаю, что и в выходные. В самый посещаемый музей Иркутска в день приходит в лучшем случае несколько сот человек (в Лимнологическом, например, около 150 000 посетителей в год, в среднем это почти 500 человек в день при шестидневной рабочей неделе). Количество посетителей самого захудалого торгового центра в Иркутске – больше в разы.
Итак, торговые центры по факту превратились в музеи. А музеи?
Музей – это зачастую филиал кладбища. В нем не звучит музыка (а она теперь звучит везде, даже с некоторых пор на улицах города). Здесь все медленно и печально. Тихо бродят редкие молчаливые посетители. Все старательно соблюдают достоинство и вдумчиво и уважительно вглядываются в картины, как в надписи на надгробиях. Иногда, впрочем, музей вдруг начинает напоминать армию: за суровыми порядками и железным уставом там следят строгие военачальницы, шпыняющие гражданских новичков, не знающих местных порядков.
Вообще происходит какое-то глобальное перерождение общественных институтов. Армия начинает неумолимо напоминать театр, театр чем дальше, тем больше похож на цирк, цирк уже давно стал живодерней, политики подозрительно похожи на киноактеров, писатели на политиков, певцы на клоунов, госдума напоминает детский сад, телевизор – психбольницу, то есть нет буквально ничего, что соответствовало бы своему названию.
Музеям, между прочим, давно пора бы, перед лицом такого безобразия, открывать филиалы в торговых центрах. Идешь себе, а тут бац – филиал краеведческого музея между бутиком штанов и бутиком колготок. Слева – манекен в штанах и без головы, справа – барышня в одних колготках, а между ними – например, восковая фигура адмирала Колчака в шинели до пят. И сразу бы все оценили крой и материал. А через десять метров – пусть будет филиал музея декабристов. Павильоны пусть будут метров по 50-100, со сменными экспозициями. Вход – бесплатный. И чтобы торговые центры, например, еще и сами платили бы музеям за то, что они согласны там разместить свою передвижную экспозицию.
По-моему, было бы отлично! Да жаль – вряд ли осуществится. Но школьники бы – валом валили.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!