Издательство «МИФ»

Братчане не приняли спектакль о строителях города, и его отменили

Бывают случаи, когда пьесу не принимает ни зритель, ни актерская труппа. Именно это случилось в Братске. Всего два показа - и спектакль отменён. 

Действие пьесы "Навстречу утренней заре" происходит в нескольких временах. На небольшой сцене встречаются прошлое, настоящее и будущее. Луч прожектора - как инструмент. Он освещает зрителю ту или иную реальную историю жителей города. Известные люди, узнаваемые места. История о строительстве ГЭС должна быть понятна каждому. 

Местная пресса писала тогда, что здесь использовались кадры киноленты «Битва у Падуна», звучали строки из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС». Несколько микроисторий создали целостную картину вчерашнего и сегодняшнего города: Зритель еще раз вспомнит, что Братск начинался с палаток. Услышит, что будущий гидромедведь Иван Наймушин буквы учил по вывескам на торговых лавках Красноярска, а грамматику оттачивал, переписывая текст романа «Война и мир». А еще зритель станет свидетелем спора поколений и сам определится, чью сторону занять". 

Но не сошлось: после премьеры в апреле 2017 года спектакль практически не выходил на сцену. Как говорит в интервью ТК "Город" директор Братского драматического театра Любовь Кудряшова, спектакль  не прижился: его не приняли ветераны, молодежь тоже  не в восторге.  Два показа подряд сделали - зрителей не собрали. Технически это очень сложно. А когда в зале сидит 20 человек – мы не можем позволить себе такую роскошь. Если бы у нас позволяли возможности, было бы несколько залов, камерная сцена, конечно, можно было бы оставить.

Более жестко высказался главный режиссер театра Сергей Терпугов: по поводу «Навстречу утренней заре» у меня однозначное мнение – спектакль надо было сразу в топку выбросить. Сразу. Только из-за одних скабрезных слов, матов, полуматов – это не формат нашего театра. Материться мы со сцены не будем, иначе зрители могут встать и в конце матом нас поздравить. Если мы задаем такой тон общения, то и зритель наш тоже может с нами так разговаривать. Именно поэтому спектакль был выкинут в топку главным режиссером театра.

Над спектаклем, аналогов которому не было в истории Братского драматического, трудились люди с разных концов страны. Пьесу драматурга из Анапы Юлии Тупикиной поставила на сцене братского драмтеатра режиссер из Санкт-Петербурга Вера Попова в содружестве с художником-сценографом из Москвы Алексеем Лобановым. 

Кстати, Алексей Лобанов в свое время наоборот отмечал уникальность спектакля: все, что связано со строительством Братской ГЭС, было отображено в пьесе. И все, что зрители видят, обусловлено этим. Тут, как таковых, декораций нет, нет зала. Зрители сидят на сцене, внутри среды, которая сама может что-то рассказать. Средства на постановку были выделены по гранту фонда Михаила Прохорова.

Остался вопрос: что же на самом деле случилось со спектаклем "Навстречу утренней заре"? Отметим, что спектакль не выезжал за пределы города и не был показан ни на одном из фестивалей. 

"Глагол" пролистал местную прессу. Вот, например, что написали после спектакля в газете "Знамя":

"Сценарий при первых прочтениях, мягко говоря, не порадовал братчан. А если еще точнее, напугал и даже оскорбил наличием негативных реалий сегодняшней городской жизни. Не братской, а именно городской, потому что моменты безработицы, оттока молодежи в мегаполисы, семейные трагедии с разводами свойственны всем небольшим городам. Но одно дело это знать, переживать, и совсем другое – переносить на сцену. Тем более, известно, что театр не зеркало, а увеличительное стекло. «Так зачем же увеличивать болевые точки, - рассуждали, читая сценарий братчане. Зачем негативом перечеркивать всю легендарность Братска, сводить на «нет» завоевания старших поколений?». 

 


Aliexpress WW

27.09.2018

Северная столица