Владимир Демчиков: Какие черти водятся «В лесах Сибири»
28 декабря 2016
Французский фильм «В лесах Сибири», снятый режиссером Сафи Неббу в начале 2015 года на Байкале, наконец приобретен для российского проката. Об этом Владимир Демчиков.
Дублированный трейлер появился на сайте онлайн-кинотеатра ivi.ru, и, скорее всего, российский прокат тоже будут в интернете. Плюс какие-то показы в регионах. Отсутствие широкого проката в кинотеатрах объясняется просто: продать фильм российской киноаудитории, в основном подростковой, невозможно: там нет известных молодым звезд, это не экшен и не триллер. Тем не менее, у дублированного трейлера фильма мгновенно появились десятки тысяч просмотров, так что свою аудиторию фильм, конечно, в России получит, даже можно сказать, уже получил.
Фильм снят, напомню, по роману-дневнику французского писателя Сильвена Тессона «В лесах Сибири», написанному после шести месяцев жизни автора в одиночестве в избушке на берегу Байкала. Во Франции книга стала бестселлером (продано более 500 тысяч экз.), получила премию «Медичи-эссе», конкурировала за вторую по значению французскую премию «Ренодо», но в финальном голосовании проиграла. Проиграла, кстати, биографии Лимонова, написанной Каррером. Так что потенциальная аудитория у фильма во Франции уже была, что в какой-то мере подтвердилось и в прокате фильма. Хотя режиссер Сафи Неббу, написавший сценарий, ввел в него совершенно нового персонажа, отсутствующего у Тессона (его в фильме отлично играет Евгений Сидихин).
На примере этого фильма мне, кстати, стало совершенно очевидно, что никакой «объективный взгляд» на конечный продукт невозможен, если ты хотя бы немного поучаствовал в его производстве (а я сыграл в нем маленькую роль, но такую, что был свидетелем съемок практически на всем их протяжении). Для человека, участвовавшего в процессе, фильм все равно является результатом работы каких-то гениев, прекрасных людей и крутецких профессионалов, и любую попытку «наезда» на этот результат сразу хочется пресечь в корне (например, отрубив наезжанту голову).
Это не значит, что к картине у пристрастного человека нет и не может быть никаких претензий, но это претензии как бы «изнутри», и некоторые из них являются прямым продолжением достоинств фильма. Например, великолепную музыку к фильму написал знаменитый французский композитор и трубач ливанского происхождения Ибраим Маалуф (к слову, не читавший книги Тессона и не приезжавший на Байкал). Маалуф во Франции настоящая звезда, и для фильма его появление в числе создателей, конечно, было огромным плюсом – но прекрасной музыки в фильме все-таки, мне кажется, слишком много.
Много для картины, в которой герой приезжает на Байкал все-таки «за тишиной», но получается так, что той самой тишины в фильме и не хватает: в ней чаще всего звучит музыка Маалуфа. Можно было бы попридираться и к прочим мелочам: например, к тому, как выглядят в фильме «русские» - на это было бы грехом против истины. На самом деле эти крошечные минипортреты жителей Иркутска и Байкала сделаны очень хорошо.
Главную роль русского, скрывающегося на Байкале, сыграл Евгений Сидихин (в книге, напомню, этого персонажа нет). К своим 50-ти с небольшим Сидихин заматерел не на шутку и в фильме играет не столько «русского, скрывающегося на Байкале», сколько русского вообще: матерого медведя, живущего в тайге, внутри которого живут одновременно столетний дедок и десятилетний пацан. Все остальные роли местных жителей сыграли актеры-любители, от которых режиссер требовал только одного – ничего не «играть». Особо надо отметить работу единственного иркутского профессионала – великолепного актера иркутского драмтеатра Александра Дулова, сыгравшего свою небольшую роль на английском языке, которым он свободно владеет. После съемок режиссер подошел к Дулову, поблагодарил его и сказал ему буквально следующее: «Ты отличный актер, у тебя очень точная и тонкая манера игры, с прекрасными деталями. Ты вообще похож на актеров из фильмов Кена Лоуча!»
В фильм, кстати, не вошло довольно много сцен, на съемки которых были потрачены немалые силы. Но (попробуем тут сделать предположение) с появлением в фильме музыки Маалуфа все сцены, выпадавшие из созданного музыкой настроения, а также нарушавшие ритм картины, в результате пошли под нож. С одной стороны – жаль, но с другой, фильм должен работать, и тут режиссеру и монтажеру, конечно, виднее.
Особенно следует сказать, конечно, о том, как снят Байкал. Оператором фильма является один из самых известных и востребованных операторов и режиссеров французского кино Жиль Порт (он, кстати, снял и последний фильм Бегбедера «Идеал», вышедший в прокат одновременно с фильмом «В лесах Сибири»). Он, собственно, и является полноценным соавтором (наряду с режиссером и автором музыки) той фантастической декорации под названием «озеро Байкал», в которой разворачивается действие фильма. Байкал в картине – это невыносимо прекрасное и в то же время холодное и страшное место, которое находится где-то на другой планете.
И как бы герой в него ни стремился в начале истории – ясно, что рано или поздно ему отсюда придется уносить ноги. И не только потому, что герой – француз (это важно только для французского зрителя), но и потому, что он человек. Человек, чья жизнь протекает во времени. А на Байкале нет никакого времени, там всегда – вечность.
Возможно, поэтому, кстати, я никогда ничего не слышал о «байкальских долгожителях».
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!