Киноистории Олега Стриженова

10 февраля 2025

9 февраля 2025 года на 96-м году жизни скончался известный советский актер Олег Стриженов, сыгравший Сергея Волконского в «Звезде пленительного счастья».

стриж

На него быстро обрушилась популярность. Еще студентом Щукинского училища он сыграл главную роль романтического бойца-гарибальдийца в фильме «Овод» режиссера Александра Файнциммера.

В 1956 году вышла еще одна роль, которая сделала Стриженова популярным актером. Это «Сорок первый» (режиссер Григорий Чухрай). Роль поручика привела Стриженова вместе с главной героиней Изольдой Извицкой на Каннский фестиваль, где фильм имел огромный успех и получил спецприз. Тогда за год во Франции его посмотрел 1 млн зрителей.

Кинокритик Ростислав Юренев писал тогда:

- Сложная и горькая жизнь лепила характер поручика Говорухи-Отрока. Презрение к опасности и к людям, душевная теплота, пробивающаяся сквозь цинизм и озлобленность, барская изнеженность и солдатская закалённость — все эти противоречивые качества Стриженов играет отчётливо и тонко. Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряжённый дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюблённость, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал - все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу - сыграны молодыми актёрами с настоящим чувством и хорошим мастерством.

В 1959 году выдающийся режиссер Иван Пырьев снял романтический фильм «Белые ночи», где Олег Стриженов сыграл Мечтателя. Фильм тогда также получил хорошую критику в Европе, диплом международного кинофестиваля в Эдинбурге (1959), диплом всесоюзного фестиваля советских фильмов в Киеве и приглашение в Лондон, где сначала ему выдали диплом международного кинофестиваля, а затем Британский киноинститут признал лучшим фильмом 1960 года.

Главный герой, Мечтатель, несколько лет живёт в большом городе и всё время один. Но в одну из летних петербургских белых ночей на берегу Невы он знакомится с Настенькой. Пять ночей они гуляют по городу, и Мечтатель влюбляется в Настеньку. Девушка обещает Мечтателю выйти за него замуж, но счастье недолговечно. Мечтатель вновь одинок.

Тогда же на «Ленфильме» была снята «Пиковая дама» (режиссер-постановщик Роман Тихомиров). За гениальное воплощение образа Германа Стриженов получил золотую медаль и премию музыкального фонда имени Ирины Архиповой.

Шестидесятые только подтвердили талант Стриженова. Перечислим несколько его работ, которые шли в иркутских кинотеатрах и на большом телеэкране. Это «Северная повесть» (режиссер Евгений Андриканис, «Мосфильм») по одноименной повести Константина Паустовского. Здесь Олег сыграл роль Павла Бестужева. Две роли (шведской девушки прошлого века и современницы Мари) исполнила латвийская актриса Ева Мурниеце.

В марте 1963 года в Иркутске демонстрировался фильм «В мертвой петле» Киевской киностудии имени Довженко (режиссер Николай Ильинский). Это рассказ о наших первых летчиках, положивших начало авиации. В главной роли Николая Уточкина снимался Олег Стриженов.

- Этот образ предполагал само собой разумеющимися острую характерность, сочность бытовых, этнографических красок, щедрость южного темперамента. Ничего похожего в образе, созданном Стриженовым, нет. Его герою не свойственно бездумное наслаждение жизнью, в нём не бьёт через край энергия одессита, страстный азарт игрока, легкомыслие кумира одесских мальчишек. Неизменный победитель всех состязаний, он выходит вперёд и побеждает не силой мускулов и ожесточением бойца, а точным и умным расчётом, - писала критик Людмила Данилова.

Тогда же мы увидели фильм «Оптимистическая трагедия» (режиссер Всеволод Вишневский), это был лидер проката 1963 года. Борис Андреев, Эраст Гарин, Владимир Сафонов, Маргарита Володина, Вячеслав Тихонов, Всеволод Санаев и брат Глеб Стриженов. Олег Стриженов играл одного из офицеров. Фильм вновь поехал на Каннский кинофестиваль и привез оттуда спецприз «За лучшее воплощение революционной эпопеи».

Тогда артист стал так популярен, что «Книга-почтой» включила его в комплект из 35 фотографий набора «Артисты советского кино», который можно было выписать или приобрести в любом киоске. На обратной стороне - краткое описание творческого пути артиста. В одном наборе со Стриженовым были также Алексей Баталов, Элина Быстрицкая, Сергей Бондарчук, Изольда Извицкая, Ирина Скобцева, Леонид Харитонов, Николай Рыбаков и другие.

Фильм «Перекличка» поставлен на студии «Таджикфильм» в 1966 году.

- В последние годы литература и кинематограф многих стран, - говорил автор сценария и режиссер-постановщик Даниил Храбровицкий, - пытаются противопоставить разное поколение людей, их взаимное непонимание и недоверие. Мне, прежде всего, хотелось рассказать о преемственности «отцов» и «детей», неразрывной духовной связи.

В ролях играли Никита Михалков, Олег Стриженов, Марианна Вертинская, Татьяна Доронина.

1967-й. «Его звали Роберт». В роли робота и его создателя Сергея Сергеевича выступил уже заслуженный артист РСФСР Олег Стриженов (получил в 1964 году). На его долю выпала чрезвычайно сложная актерская задачу. Не прибегая к помощи грима, не меняя костюмов, актер должен создать два абсолютно разных образа - машины и человека, которому доступен богатый мир эмоциональных переживаний, восприятия всего того, что чуждо самому умному, самому совершенному механизму. В роли Тани снималась Марианна Вертинская.

Еще бОльшую известность в стране Стриженову принесла картина «Неподсуден» (режиссеры Владимир Краснопольский, Владимир Усков), где он сыграл летчика Егорова, а  стюардессу Вику там исполнила Светлана Светличная. Здесь же блистали Людмила Максакова и Леонид Куравлев.

За эту роль журнал «Советский экран» назвал Стриженова лучшим советским актером 1969 года.

В 1973 году на киностудии имени М. Горького был создан двухсерийный художественный фильм «Земля, до востребования», посвященная памяти разведчика Героя Советского Союза полковника Льва Маневича. Стриженов играл главную роль.

Режиссер-постановщик Вениамин Дорман рассказывал:

- Я пригласил на роль Маневича артиста Олега Стриженова, чья творческая манера мне давно нравится. Наши кинозрители хорошо помнят его по фильмам «Овод», «Сорок первый», «Белые ночи». Последняя его работа в ф ильме «Неподсуден» подтвердила мое убеждение, что Олег Александрович находится в расцвете творческих сил. В актере есть и врожденная мягкость, и внутренняя сдержанность, и бурный темперамент, и романтическая окрыленность, и нотки подлинного трагизма.

В фильме зритель встретился с актерами Вольдемаром Зайденбергом, Андреем Вертоградовым, Ростиславом Янковским, Михаилом Ножкиным.

В 1974 году в Иркутске и на Байкале проходили съемки легендарного фильма «Звезда пленительного счастья» (режиссер – постановщик Владимир Мотыль). В основу фильма взяты судьбы трех жен декабристов - Марии Волконской (Наталья Бондарчук), Екатерины Трубецкой (Ирина Купченко), Прасковьи Анненковой (Эва Шикульска). Олег Стриженов играл Сергея Волконского. Фильм получил зрительскую любовь, которая не закончилась и полвека спустя.

Фильм снимался тяжело, порой скандально.

- Олег выпил коньяка и пришел на площадку не совсем трезвый. Владимир Яковлевич Мотыль был очень серьезным человеком и снимал свой фильм, что называется, на века. И вместо Стриженова пригласил Михаила Козакова. Тем более что у Козакова, судя по сохранившимся портретам Волконского, обнаружилось с ним внешнее сходство - роскошные глаза. Когда с Козаковым были отсняты почти все сцены, Мотыль вдруг получил приказ сверху - о немедленном его снятии и возвращении Стриженова. Владимир Яковлевич точно не горел желанием работать с Олегом, но не подчиниться не мог. Мы все знали, но, разумеется, молчали, что Стриженов написал письмо на самый верх о том, что в роли декабриста теперь снимается еврей, а не он, - рассказывала Наталья Бондарчук, сыгравшая жену Волконского.

В 1983 году Олег Стриженов снялся в роли милиционера в фильме «Приступить к ликвидации» (режиссер Борис Григорьев).

Его супруга Лионелла Стриженова рассказывала:

- Иногда мне приходилось Олегу объяснять, почему имеет смысл сниматься в той или иной картине. К примеру, он категорически отказывался играть милиционера в картине «Приступить к ликвидации». Удивлялся: «Какой же из меня мент?!» Я ему предложила: «А ты покажи, каким должен быть милиционер». И он действительно своей ролью в этом фильме создал своеобразный эталон человека в погонах.

Как-то я пришла по делам в ЦК КПСС, и завотделом культуры мне сказал: «Какая же потрясающая роль у Олега Александровича!» Я всё никак не могла понять, что он имеет в виду. Оказалось, он говорил именно про ту роль милиционера. Так получилось, что в год выхода «Приступить к ликвидации» была учреждена премия МВД. И Олег Стриженов стал первым, кто её получил.

В 2009 году Олегу Стриженову была присуждена национальная кинопремия «Золотой орёл» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф». Вчера он скончался в возрасте 95 лет.

                                                                                                                  Иван Алексеев, для Глагол38

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также