Киноистории Олега Стриженова
10 февраля 2025
9 февраля 2025 года на 96-м году жизни скончался известный советский актер Олег Стриженов, сыгравший Сергея Волконского в «Звезде пленительного счастья».
На него быстро обрушилась популярность. Еще студентом Щукинского училища он сыграл главную роль романтического бойца-гарибальдийца в фильме «Овод» режиссера Александра Файнциммера.
В 1956 году вышла еще одна роль, которая сделала Стриженова популярным актером. Это «Сорок первый» (режиссер Григорий Чухрай). Роль поручика привела Стриженова вместе с главной героиней Изольдой Извицкой на Каннский фестиваль, где фильм имел огромный успех и получил спецприз. Тогда за год во Франции его посмотрел 1 млн зрителей.
![](/public/images/upload/image3137133458.jpg)
Кинокритик Ростислав Юренев писал тогда:
- Сложная и горькая жизнь лепила характер поручика Говорухи-Отрока. Презрение к опасности и к людям, душевная теплота, пробивающаяся сквозь цинизм и озлобленность, барская изнеженность и солдатская закалённость — все эти противоречивые качества Стриженов играет отчётливо и тонко. Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряжённый дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюблённость, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал - все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу - сыграны молодыми актёрами с настоящим чувством и хорошим мастерством.
![](/public/images/upload/image2132303586.jpg)
В 1959 году выдающийся режиссер Иван Пырьев снял романтический фильм «Белые ночи», где Олег Стриженов сыграл Мечтателя. Фильм тогда также получил хорошую критику в Европе, диплом международного кинофестиваля в Эдинбурге (1959), диплом всесоюзного фестиваля советских фильмов в Киеве и приглашение в Лондон, где сначала ему выдали диплом международного кинофестиваля, а затем Британский киноинститут признал лучшим фильмом 1960 года.
Главный герой, Мечтатель, несколько лет живёт в большом городе и всё время один. Но в одну из летних петербургских белых ночей на берегу Невы он знакомится с Настенькой. Пять ночей они гуляют по городу, и Мечтатель влюбляется в Настеньку. Девушка обещает Мечтателю выйти за него замуж, но счастье недолговечно. Мечтатель вновь одинок.
![](/public/images/upload/image5667948482.jpg)
Тогда же на «Ленфильме» была снята «Пиковая дама» (режиссер-постановщик Роман Тихомиров). За гениальное воплощение образа Германа Стриженов получил золотую медаль и премию музыкального фонда имени Ирины Архиповой.
Шестидесятые только подтвердили талант Стриженова. Перечислим несколько его работ, которые шли в иркутских кинотеатрах и на большом телеэкране. Это «Северная повесть» (режиссер Евгений Андриканис, «Мосфильм») по одноименной повести Константина Паустовского. Здесь Олег сыграл роль Павла Бестужева. Две роли (шведской девушки прошлого века и современницы Мари) исполнила латвийская актриса Ева Мурниеце.
В марте 1963 года в Иркутске демонстрировался фильм «В мертвой петле» Киевской киностудии имени Довженко (режиссер Николай Ильинский). Это рассказ о наших первых летчиках, положивших начало авиации. В главной роли Николая Уточкина снимался Олег Стриженов.
- Этот образ предполагал само собой разумеющимися острую характерность, сочность бытовых, этнографических красок, щедрость южного темперамента. Ничего похожего в образе, созданном Стриженовым, нет. Его герою не свойственно бездумное наслаждение жизнью, в нём не бьёт через край энергия одессита, страстный азарт игрока, легкомыслие кумира одесских мальчишек. Неизменный победитель всех состязаний, он выходит вперёд и побеждает не силой мускулов и ожесточением бойца, а точным и умным расчётом, - писала критик Людмила Данилова.
![](/public/images/upload/image7973673151.jpg)
Тогда же мы увидели фильм «Оптимистическая трагедия» (режиссер Всеволод Вишневский), это был лидер проката 1963 года. Борис Андреев, Эраст Гарин, Владимир Сафонов, Маргарита Володина, Вячеслав Тихонов, Всеволод Санаев и брат Глеб Стриженов. Олег Стриженов играл одного из офицеров. Фильм вновь поехал на Каннский кинофестиваль и привез оттуда спецприз «За лучшее воплощение революционной эпопеи».
Тогда артист стал так популярен, что «Книга-почтой» включила его в комплект из 35 фотографий набора «Артисты советского кино», который можно было выписать или приобрести в любом киоске. На обратной стороне - краткое описание творческого пути артиста. В одном наборе со Стриженовым были также Алексей Баталов, Элина Быстрицкая, Сергей Бондарчук, Изольда Извицкая, Ирина Скобцева, Леонид Харитонов, Николай Рыбаков и другие.
![](/public/images/upload/image6709259607.jpg)
Фильм «Перекличка» поставлен на студии «Таджикфильм» в 1966 году.
- В последние годы литература и кинематограф многих стран, - говорил автор сценария и режиссер-постановщик Даниил Храбровицкий, - пытаются противопоставить разное поколение людей, их взаимное непонимание и недоверие. Мне, прежде всего, хотелось рассказать о преемственности «отцов» и «детей», неразрывной духовной связи.
В ролях играли Никита Михалков, Олег Стриженов, Марианна Вертинская, Татьяна Доронина.
1967-й. «Его звали Роберт». В роли робота и его создателя Сергея Сергеевича выступил уже заслуженный артист РСФСР Олег Стриженов (получил в 1964 году). На его долю выпала чрезвычайно сложная актерская задачу. Не прибегая к помощи грима, не меняя костюмов, актер должен создать два абсолютно разных образа - машины и человека, которому доступен богатый мир эмоциональных переживаний, восприятия всего того, что чуждо самому умному, самому совершенному механизму. В роли Тани снималась Марианна Вертинская.
Еще бОльшую известность в стране Стриженову принесла картина «Неподсуден» (режиссеры Владимир Краснопольский, Владимир Усков), где он сыграл летчика Егорова, а стюардессу Вику там исполнила Светлана Светличная. Здесь же блистали Людмила Максакова и Леонид Куравлев.
За эту роль журнал «Советский экран» назвал Стриженова лучшим советским актером 1969 года.
![](/public/images/upload/image4275091226.jpg)
В 1973 году на киностудии имени М. Горького был создан двухсерийный художественный фильм «Земля, до востребования», посвященная памяти разведчика Героя Советского Союза полковника Льва Маневича. Стриженов играл главную роль.
Режиссер-постановщик Вениамин Дорман рассказывал:
- Я пригласил на роль Маневича артиста Олега Стриженова, чья творческая манера мне давно нравится. Наши кинозрители хорошо помнят его по фильмам «Овод», «Сорок первый», «Белые ночи». Последняя его работа в ф ильме «Неподсуден» подтвердила мое убеждение, что Олег Александрович находится в расцвете творческих сил. В актере есть и врожденная мягкость, и внутренняя сдержанность, и бурный темперамент, и романтическая окрыленность, и нотки подлинного трагизма.
![](/public/images/upload/image4982044945.jpg)
В фильме зритель встретился с актерами Вольдемаром Зайденбергом, Андреем Вертоградовым, Ростиславом Янковским, Михаилом Ножкиным.
В 1974 году в Иркутске и на Байкале проходили съемки легендарного фильма «Звезда пленительного счастья» (режиссер – постановщик Владимир Мотыль). В основу фильма взяты судьбы трех жен декабристов - Марии Волконской (Наталья Бондарчук), Екатерины Трубецкой (Ирина Купченко), Прасковьи Анненковой (Эва Шикульска). Олег Стриженов играл Сергея Волконского. Фильм получил зрительскую любовь, которая не закончилась и полвека спустя.
![](/public/images/upload/image0954685323.jpg)
Фильм снимался тяжело, порой скандально.
- Олег выпил коньяка и пришел на площадку не совсем трезвый. Владимир Яковлевич Мотыль был очень серьезным человеком и снимал свой фильм, что называется, на века. И вместо Стриженова пригласил Михаила Козакова. Тем более что у Козакова, судя по сохранившимся портретам Волконского, обнаружилось с ним внешнее сходство - роскошные глаза. Когда с Козаковым были отсняты почти все сцены, Мотыль вдруг получил приказ сверху - о немедленном его снятии и возвращении Стриженова. Владимир Яковлевич точно не горел желанием работать с Олегом, но не подчиниться не мог. Мы все знали, но, разумеется, молчали, что Стриженов написал письмо на самый верх о том, что в роли декабриста теперь снимается еврей, а не он, - рассказывала Наталья Бондарчук, сыгравшая жену Волконского.
В 1983 году Олег Стриженов снялся в роли милиционера в фильме «Приступить к ликвидации» (режиссер Борис Григорьев).
Его супруга Лионелла Стриженова рассказывала:
- Иногда мне приходилось Олегу объяснять, почему имеет смысл сниматься в той или иной картине. К примеру, он категорически отказывался играть милиционера в картине «Приступить к ликвидации». Удивлялся: «Какой же из меня мент?!» Я ему предложила: «А ты покажи, каким должен быть милиционер». И он действительно своей ролью в этом фильме создал своеобразный эталон человека в погонах.
Как-то я пришла по делам в ЦК КПСС, и завотделом культуры мне сказал: «Какая же потрясающая роль у Олега Александровича!» Я всё никак не могла понять, что он имеет в виду. Оказалось, он говорил именно про ту роль милиционера. Так получилось, что в год выхода «Приступить к ликвидации» была учреждена премия МВД. И Олег Стриженов стал первым, кто её получил.
В 2009 году Олегу Стриженову была присуждена национальная кинопремия «Золотой орёл» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф». Вчера он скончался в возрасте 95 лет.
Иван Алексеев, для Глагол38
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!