Хайтинский фарфор: еще одна попытка

29 ноября 2018

Сегодня объявлено, что администрация поселка Мишелевка в Усольском районе продала здание бывшего Дома быта в Хайте. Там планируют организовать мастерскую по производству посуды из фарфора. Здание выкупил предприниматель из Братска. Уже объявлено, что работу могут получить десятки человек, но когда производство откроется, никому не известно.

Этой истории сто пятьдесят лет. Продукция Хайтинского фарфорового завода, основанного в 1869 году, в свое время завоевала сердца ценителей фарфора не только в России, но и в Европе. За полтора века  завод пережил немало - от взлетов до падений и полного закрытия, но все последние годы жители Мишелевки надеются, что он возродится.

Основателями завода являются братья Филипп и Данила Переваловы - коммерсанты, уроженцы деревни  Узкий Луг Черемховского уезда. В Трошковском карьере, близ деревни Мишелевки, находились месторождения ценной огнеупорной глины. Братья осуществляли ее добычу и отправляли на фабрику Сыропятова в Иркутск. Скоро предприниматели поняли, что высокое качество и большие запасы глины - это идеальные условия для создания здесь гончарного производства. Так в 1869 году появился  Хайтинский фарфоровый завод.

Для того чтобы обеспечить новому делу успех, Переваловы вызвали на свое новое предприятие гжельских специалистов. Уже в 1898 году изделия завода славились не только среди местных жителей, но и по всей царской России. Благодаря местной белой глине и чистому байкальскому кварцу хайтинский фарфор отличался белизной и просвечиваемостью, не имеющих аналогов. Трошковская глина дарила изделиям особую прочность и долговечность: хайтинский фарфор не желтел и не деформировался - казалось, что время над ним не властно.

Спрос рождает предложение: скоро у фарфоро-фаянсовой фабрики Торгового дома Переваловых появились филиалы в Иркутске, Томске, Якутске, Енисейске, Красноярске. Продукция фабрики завоевывала многочисленные награды и премии. Так, в 1881 году в Екатеринбурге фабрика получила серебряную медаль «За трудолюбие и искусство», а в 1896 году - награда «За хорошее качество изделий» в рамках Нижегородской выставки.

В начале XX века качество хайтинского фарфора оценили и на европейском рынке. В 1906 году в Антверпене продукция предприятия получила золото, несмотря на то, что на выставке были представлены изделия датских, китайских, голландских фарфоровых фабрик - мировых лидеров фарфорового дела.

Хайтинский фарфор получил распространение среди самых разных слоев населения - от купцов и коммерсантов до мелких чиновников и бедных крестьян. Благодаря хайтинским кружкам чаепитие превратилось в настоящий ритуал. Но собственники фабрики продолжали повышать планку, пригласив на завод лучших специалистов. Сами Переваловы активно перенимали опыт других предприятий.

Среди рабочих фабрики были и приговоренные к каторге участники Варшавского восстания 1863 года. Многие из них отличались выдающимися способностями. Благодаря им хайтинская посуда была украшена восхитительными зарисовками уникальной сибирской природы. Но ассортимент фабрики не ограничивался посудой. Здесь также производили часы, сувенирные пасхальные яйца, чернильницы, самовары, скульптурки, игрушки, туалетные принадлежности и даже иконостасы. Так, заводом было изготовлено несколько иконостасов для церкви Св. Николая Чудотворца, основанной при предприятии в 1897 году, а также для церкви Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой в Иркутске.

Все изделия обжигались в русских традиционных печах. В 1897 году благодаря появлению на заводе паровой машины-локомобиля удалось частично автоматизировать ручной труд, благодаря чему темпы производства возросли. Большой вклад в расширение фабрики и повышение качества продукции внес Иван Перевалов, которому право собственности на нее перешло по наследству в конце XIX века. Он даже основал здесь собственный музей фарфора (часть его экспонатов впоследствии была отдана Иркутскому областному художественному музею). В 1898 году собственник учредил «Сибирское товарищество для производства фарфоровых, фаянсовых и гончарных изделий И. Д. Перевалова», акционировав Хайтинский фарфоровый завод.

В начале XX века право собственности на фабрику принадлежало Товариществу «Перевалов, Щелкунов и Метелев». И мы не знаем, что могло бы быть на предприятии, но в 1907 году Перевалов был убит, и фабрика перешла к Торговому дому «Метелев и Щелкунов».

После прихода советской власти фабрика находилась в упадке и чуть было не прекратила свое существование. Но после национализации и реконструкции в 1920-е годы у нее начался новый период расцвета. Получила она и новое название - Первая государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор». Появились новые производственные помещения, фабрика оснастили печами Емельянова - первыми туннельными печами, изобретением инженера И. А. Емельянова. Изменилась и художественная составляющая продукции: вместо зарисовок сибирской природы посуду начали украшать плакатной живописью, а от фаянсового производства решили отказаться. Во время Великой отечественной войны пришлось сосредоточиться на изоляционном фарфоре и химической посуде.

К концу пятидесятых годов перед фабрикой был поставлен план по обеспечению изделиями фарфора хозяйственного назначения Сибири, Дальнего Востока и северных регионов СССР. В рамках программы начался второй период реконструкции предприятия, который продолжался до 1972 года. В 1960 году на фабрике был создан художественный совет, а в начале 70-х при заводе появилась собственная художественная лаборатория, на которой талантливые  специалисты пытались воссоздать традиции дореволюционного производства фарфора. На протяжении длительного времени главным художником фабрики была представительница ленинградской школы Раиса Алешина. Она создала школу крупномазковой живописи, благодаря чему вся хайтинская продукция приобрела узнаваемость и самобытность. Вдохновение для украшения своих изделий художница черпала из русской природы.

Распад СССР - не лучшее время для многих фарфоровых предприятий России, и Хайтинский завод не стал исключением. В результате роста цен на горючее и сырье, а также наводнения рынка дешевой китайской посудой предприятие столкнулось с серьезными экономическими проблемами. В 1992 году производство практически встало. Главной причиной был катастрофический рост цен на мазут. В 2000-е годы завод дважды пытались реанимировать, но безрезультатно. Иллюзии уже никто не питает, но стоит только приехать в Мишелевку и поговорить с местными жителями, то у тебя появляется надежда, что новый период его расцвета все равно наступит. Когда-нибудь. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также