«Прогулки по старому Иркутску» расскажут 4 июня про переселенческий пункт и перевозку по железным дорогам

30 мая 2024

ИГОО «Клуб молодых ученых «Альянс» продолжает тринадцатый уличный сезон проекта «Прогулки по старому Иркутску».

прог

По доброй традиции с 2012 года каждый вторник в 18:00 ценители иркутской истории собираются в одном месте, чтобы узнать что-то новое о своем любимом городе. На каждой встрече раздается бесплатная открытка. 

Несмотря на закон 1889 года, впервые признавший большое значение для государства переселенческого движения и призванный его упорядочить, переселенческое движение имело беспорядочный характер и не могло приносить для колонизации Сибири результатов, которых ожидали от переселенцев. 

В 1893 году власти приняли решение открыть для переселенцев на железнодорожных станциях и в сёлах европейской России и Сибири переселенческие пункты, призванные оказывать продовольственную и медицинскую помощь людям, решившим покинуть насиженное место. До проведения железной дороги такие пункты появились в Иркутской губернии в сёлах Бирюса (позже перенесён в Тайшет), Тыреть, Култук, Тулун, Тыреть, Мальта, Лиственничное, а также под Иркутском.

C 1 января 1899 года открылось постоянное движение поездов от Челябинска до Иркутска. В Иркутске организовали переселенческий пункт и узловую переселенческую станцию. Иркутская городская дума отвела участок земли выше дачи Домбровского (дачи Луна). Каждый из пунктов имел своё предназначение – где-то кормили, на других оказывали медпомощь,  третьи были «врачебно-питательными». Были временные и постоянные пункты. 

Иркутский переселенческий пункт был главным для движения на Дальний Восток. Он работал круглый год и был остановочным, продовольственным и медицинским, культурным центром не только для переселенцев, но и местных жителей, имел помещения для временного приюта и отдыха, регистрации, медосмотра и питания с бесплатными лекарствами и врачебной помощью.

Переселенческие поезда останавливались в Иркутске у особой платформы. Здесь составлялись поезда на восток, проводился амбулаторный медосмотр, выполнялась сортировка клади, выдавалась и продавалась пища, проводилась очистка составов, регистрация подвижного состава.

Вагоны для перевозки отличались по устройству и комфорту. Поэтому был разработан «переселенческий» вагон» по типу воинского. Но переселенцы перевозились и в обычных пассажирских, грузовых, т.н. вагонах-«теплушках». 

Специальным циркуляром Департамента железнодорожных дел в 1894 году был установлен спецтариф на переезд и перевозку имущества переселенцев, получивший название «переселенческий».

Автор прогулки «Иркутский переселенческий пункт и перевозка по железным дорогам Сибири» - кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта

Встреча во вторник, 4 июня, на остановке общественного транспорта «Курорт «Ангара». Начало в 18:00. 

Новости проекта «Прогулки по старому Иркутску» читайте в одноименном телеграм-канале, а также в группах ВКонтакте и Одноклассники. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также