120 лет назад в Иркутск прибыл известный буддистский ученый Агван Доржиев

31 января 2023

Забайкальский бурят Агван Доржиев окончил философскую школу в Лхассе и получил высшую богословскую ученую степень доктора буддийской философии.

агван доржиев

Зимой 1903 года Агван Доржиев прибыл в Иркутск, где посетил редактора газеты "Восточное обозрение" Ивана  Попова и члена ВСОИРГО Дмитрия Першина

В музее ВСОИРГО Агван Доржиев проверил определение брахманов ламаистской коллекции, сделанное специалистом по буддизму священником отцом Иннокентием Подгорбунским и дал его работе высокую оценку. 

Агван Доржиев был назначен одним из семи наставников Далай-ламы XIII. Оказавшись при дворе Далай-ламы Доржиев стал играть ведущую роль во внешней политике правительства Тибета в конце XIX - ​начале XX веков. Его деятельность была направлена на сближение Тибета с Россией, но не достигла положительного результата. 

Доржиев вернулся в Россию, где настойчиво продолжал свою миссию. Он совершал длительные поездки в калмыцкие кочевья, в ходе которых развернул большую организаторскую и проповедническую деятельность. При поддержке калмыцких духовных и светских деятелей открыл дацаны (хурулы), организовал отправку калмыцких юношей в знаменитые монастыри Тибета в качестве ученико в-хувараков. 

В 1909-1915 годах Доржиев организовал строительство буддийского храма на Петроградской стороне в Старой деревне Петербурга. В 1913 г. в храме прошла первая служба, посвященная 300‑летию династии Романовых. Он также основал буддийские монастыри в западной Бурятии - ​Кудинском, Еланцинском и других ведомствах Иркутской губернии. 

В 1913 года в должности чрезвычайного посла Тибета в Монголии Доржиев прибыл из Урги в Иркутск для сбора материалов по устройству дацанов.

Вместе с ученым, будущим доктором филолгических наук и членом-корреспондентом Академии наук СССР  Цыбеном Жамцарано и одним из создателей бурятской письменности Базаром Барадийным в начале 1900-х годов основал в Петербурге издательство «Наран» (Солнце), где несколько лет издавались памятники монголо-бурятской литературы. Здесь им был создан так называемый «агвановский алфавит», названный по имени составителя - ​письменность Вагиндра. 

После революционных событий 1917 года Агван Доржиев находился в постоянном диалоге с новыми властями. Известно о его встречах с Владимиром Ульяновым (Лениным) и министром просвещения Анатолием Луначарским. Но речь шла о том же - свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан. Он подчёркивал, что буддизм - не религия, а философия, что в нём присутствуют общие с коммунизмом идеи ответственности каждого за общее дело. 

В 1927 году Доржиев отправил в Тибет для продолжения образования пятерых молодых монахов из Ацагатского дацана: Лэгдэна (Тунка), Галсана (Ангир), ТубдэнНиму и Базара (Илька), Агван-Ниму (Дабаты). Известно, что они служили в различных монастырях Тибета и достигли высокого положения в буддийской церковной иерархии. 

В 1930‑х годах Агван Доржиев жил при буддийской храме в Ленинграде, сохранив при себе небольшую общину из бурятских лам. Официальный статус его был не совсем определенным - нечто в роде представителя или посланника тибетского Далай-ламы (его покровитель Далай-лама XIII умер в 1933 году, а Далай-лама XIV родился в 1935). 

В 1937 г. Агван Доржиев выехал на родину в Бурятию и поселился в селе Ацагат. Здесь 85-летнего ученого арестовали. Вскоре он умер в тюрьме. 

В 2003 году в реестре государственных наград республики Бурятия появилась медаль Агвана Доржиева. В разные годы ей были удостоены первый президент Бурятии Леонид Потапов, Далай Лама XIV, поэт и переводчик Николай Шабаев, народный учитель республики Бурятия Долгор Цыреторова

По материалам Государственного архива Иркутской области и других источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также