Светлана Михеева вошла в лонг-лист литературной премии Искандера

07 июня 2022

Вчера "Глагол" сообщал, что в длинный список международной премии попал Артем Морс.

Три иркутских поэта попали в длинный список поэтической номинации "Под легкой тяжестью небес... международной литературной премии имени Фазиля Искандера. Шорт-лист будет опубликован позднее. Победитель премии получит 100 тысяч рублей.

Лауреаты премии будут определены в пяти номинациях. Помимо поэтов выделят специалиста по художественной прозе, киносценарии и драматургии, детской и подростковой прозы, а также будет вручена премия за переводную прозу.

Вчера "Глагол" сообщал, что в длинный список вошел Артем Морс. Сегодня расскажем про Светлану Михееву.

Светлана родилась в Иркутске. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького. Поэт, прозаик, эссеист. Автор нескольких книг прозы и стихов. Публиковалась в журналах "Дружба народов", "Волга", "Сибирские огни", "Юность". Вместе с Артемом Морсом организатор проекта "Поэты в городе". Участник всех поэтических и книжных фестивалей в Иркутске. Главный редактор газеты "МК-Байкал". Член Союза российских писателей.

Повесть "Роза, играй!" получила премию "Лучшая книга года – 2020" в номинации "Проза" по версии Молчановки. Как рассказала сама Светлана в интервью газете "Областная", в анонсе "Литературной газеты" ее назвали "романом воспитания": "Может, и так, но скорее, это "роман самовоспитания". Повесть рассказывает о взрослении девочки, что на границе детства и юности, в самом беззащитном возрасте, оказалась перед лицом чужой любви, на которую она не отвечает взаимностью. Трагический выбор мальчика меняет для нее всю картину мира, и девочка вынужденно ищет для себя место в обществе, которое считает ее виноватой. В юности, когда у нас нет жизненного опыта, нам сложно адекватно реагировать на обстоятельства, принимать решения. Это всегда тернистый путь, порой горький. Люди разочаровывают, обстоятельства кажутся тупиковыми. И весь вопрос в том, как научиться в этих условиях доверять миру". 

Краткий пересказ повести можно прочитать в "МК-Байкал": Роза – старшеклассница, которая не слишком уживается с матерью, не слишком счастлива в школе и не слишком богата на настоящих друзей. История достаточно расхожая, актуальна для многих девочек-подростков, если бы не одно «но» – самоубийство влюбленного в героиню мальчика.

Выбор имени героини, как мне кажется, совсем не случаен. У Светланы Михеевой вообще не бывает случайностей: просто художественные детали, как пазл, складываются в узор постепенно, не сразу обнаруживая свой метафорический смысл. Названная как цветок героиня демонстрирует близкую связь с природой. Показательно, что девочка учится в естественнонаучном классе и многие свои наблюдения за поведением людей описывает через знакомые ей проявления других живых организмов. Многое Роза описывает через категорию естественности. Например, она завидует «естественной взаимной привязанности» в семье подруги. Надо отметить, что растительный, природный мотив был подхвачен художником книги, усольчанкой, выпускницей Иркутского художественного училища Татьяной Ус: обложка и иллюстрации, на которых изображены деревья, смотрятся очень органично по отношению к самому тексту.

Мать героини мечтает сделать из дочери пианистку, не считаясь с отсутствием у Розы интереса к музыке. В тексте опять как бы вскользь упоминается, что женщина сама в детстве играла. И эта деталь сразу делает историю типичной и узнаваемой: сколько таких выросших детей, чьи родители пытались воплотить в них свои мечты, не реализованные по разным причинам в нужное время и не имеющие ничего общего с мечтами их ребенка?

Пианино становится сквозным образом, проходящим через всю школьную жизнь героини. Роза называет его не иначе как гроб на колесиках, а его звук – мыльным, серым и клейким. Именно с его появлением в доме девочка начинает борьбу за собственные границы. И с возрастом этот протест проявляется все отчетливее: я имею право делать что хочу; дружить с кем хочу; любить кого хочу. А главное, я имею право не любить того, кто любит меня, не отвечать взаимностью. Показательно, что обрушившаяся на девочку травля со стороны взрослых так и не нашла своего обоснования: «Ни Мария, ни Лиза, ни Марина Сергеевна, ни другие не дали никакого определения тому, за что порицали меня». Взрослые оказались инфантильны и беспомощны в критической ситуации. Большинство из них просто молчит. А сцена приезда комиссии для разбирательства в случившемся выглядит фантасмагорией – девочку вызвали к директору, но так и не задали ни одного вопроса.

Вообще, мир взрослых в повести – это мир функциональных людей, которым не до разговоров и «копания» в чувствах. Мать Розы выполняет ряд функций – карательную, питательную, объяснительную. Примерно тем же занимаются учителя – только учебная программа, только репутация школы. К выполнению сострадательных и чувствительных функций большинство взрослых в повести не готовы. Никто из них не задумывается о детской душе. Розе кажется, что взрослые вообще отвергают наличие души в детях до восемнадцати лет.

Мир взрослых и мир детей в повести резко противопоставлены друг другу. Но граница между ними не четкая, а широкая, размытая, в ней находятся такие пограничные персонажи, как Мария. "Она уже не была ребенком, но никто ее так и не научил быть взрослой". Да и собственную мать Роза считает невыросшей: "Она казалась мне необыкновенно черствым взрослым, хотя, как я понимаю теперь, это была лишь растерянность не определившегося в жизни человека. В свои годы она была похожа на меня, подростка, с его полудетским эгоизмом, который провоцирует необходимое в этом возрасте одиночество".

Мотив границы, пограничности миров намечен еще в начале повести. Главы, посвященные беззаботному раннему детству Розы, своей яркостью и чутким восприятием жизни вокруг напоминают "Вино из одуванчиков" Брэдбери. И, перейдя к основному сюжету, несколько недоумеваешь, зачем автор начал историю сильно заранее? Зачем ему понадобилось вывести Розу, когда она была еще детсадовским малышом? Отчасти, вероятно, для контраста: атмосфера безоблачного детства делает более выпуклым изображение первых серьезных проблем, поисков себя и уроков выживания. Но только к концу книги понимаешь, что повествование о раннем детстве Розы гораздо сильнее связано с основным сюжетом. Ведь именно здесь читатель впервые видит, как девочка задумывается над понятием «граница». Уже тогда она осознает его как философскую категорию, как разделение разных миров – потустороннего и посюстороннего, а не просто как пространственную черту: "Иногда возле оранжевой стены панельной пятиэтажки, торцовой, без единого окна, обшарпанной до невозможности, я, пятилетняя, замирала. Там, где стена смыкалась с фундаментом, из этого стыка, из неровного шва лезли травы, зеленые выводки кленов или колыхались над ним желтые и белые одуванчики. Внутри, под углом, образованным отмосткой и стеной, я предполагала наличие смежного мира, откуда пробивается к нам жизнь". Роза даже уверена, что именно через этот стык появляются на свет младенцы. Та сторона просто выталкивает их в этот мир.

И вот Роза-выпускница сама, как младенец, оказывается вытолкнута из детской жизни в другую – взрослую, безжалостную. Но внезапно то, что в детстве так раздражало – требование мамы играть на пианино – вдруг стало для героини мощным стимулом не сдаваться. Триггер трансформировался в декларацию прав девочки. "Роза, играй", – говорит она сама себе, принимает боль, справляется с ней и начинает снова чувствовать настоящую жизнь: "Определенность накрыла мой мир, как цветущая весна".

Книга будет интересна всем, кто уже давно вышел из школьного возраста, потому что в каждом из нас было это мучительное взросление. При этом повесть, если следовать современной терминологии, относится к литературе young adult и будет полезна старшеклассникам, находящимся в возрасте, когда нужно очень хорошо изучить границы между собой и миром других людей, когда нужно научиться отстаивать эти границы, чтобы случайно не оказаться на грани...

Читайте мнение Светланы, что поэзия плохо печатается, но бывают исключения.

Напомним также, что по итогам 2021 года книга стихов "Воображая лес" Светланы также стала "Лучшей книгой года" в номинации "Лучшее литературно-художественное издание. Поэзия" .

Смотрите также презентацию книги стихов Светланы Михеевой "Воображая лес".

Фото Светланы из соцсетей

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также