Культпросвет № 3
11 ноября 2018
Хорошую иркутскую традицию возобновил недавно "МК-Байкал" - ежемесячную рубрику «Культпросвет», которая рассказывает о поэтах и писателях.
Так в первом выпуске мы познакомились со стихами поэта из Саянска Александра Кашицына, произведениями Михаила Денискина, молодого писателя из Зимы Константина Максимова и поэта Алены Рычковой-Закаблуковской.
Во втором втором выпуске нас ждала встреча с творчеством Любови Сухаревской, Артема Морса и Игоря Корниенко.
Сегодня "Глагол" пробежит по страницам "МК-Байкал", где недавно вышла третья страница "Культпросвета". Ее героями стали Екатерина Боярских, Виталий Науменко и Лидия Шаркунова.
Екатерина Боярских, поэт, прозаик, пишет для взрослых и детей. Окончила филологический факультет ИГУ и аспирантуру по специальности «История русского языка». Живет в Иркутске, преподает, сотрудничает с Центром независимых социальных исследований и образования. В 2000 году Екатерина стала лауреатом премии «Дебют» в номинации «Крупная поэтическая форма». Публиковалась в «толстых» журналах и в антологиях. Автор нескольких книг. Стихи переводились на разные языки.
Отрывок из рассказа "Птицы в пекарне"
Птицы в пекарне. История, которой я не знаю и никогда не узнаю. Место говорит со мной на неизвестном мне языке, его речь обступает меня со всех сторон и, как храм, поднимается вверх колоннами, выступами, органными трубами. Я не понимаю, о чём говорят мне извёстка и ветер, своды арочных окон, движение птиц. Их речь слишком велика для меня – но я чувствую её повелительное наклонение. «Иду сюда. И ты иди сюда. Отсюда и спасу тебя, – говорит голос, – выведу наружу. Ты не возьмёшь ничего, вынесу тебя голой. Ни камня с собой не разрешу, стекляшки от чашки, дизельной обтирки – тряпки с зайцем из сарайки. Ты даже не вспомнишь, что вы нашли там под тряпками. Никогда до конца не поверишь, ни во сне, ни наяву, не повторишь слова – будешь видеть, как шевелятся губы, но слов с собой не дам, не унесёшь. Ты будешь знать красоту и ужас, но забудешь их исток. Помнить не дам – ты станешь знать их сразу, чувствовать родину всюду и навсегда. Я впечатаю это. Вложу в тебя пространство, и когда ты примешь правильное положение, пекарня откроется тебе, и арки будут свободны, и птицы в них».
Пекарня вряд ли была пекарней, и долгая дорога к ней была долгой только для меня. Ледяные картины реки можно было смотреть, как кино в клубе, – он всегда стоял пустым, но дважды туда привозили кино, среди разных видов безмолвия оно было таким ярким наваждением, что затягивало в себя полностью. Я помню, как вошла в экран и шла по снегу вдоль деревьев. Снег, объёмный, как во сне, наполнял мне руки и ноги, а где-то далеко пел голос: «Не повторяй мне имя той, которой память – мука жизни, как на чужбине песнь отчизны изгнаннику земли родной». Там что-то происходило, на экране, а я была сбоку всего, в своём иллюзорном лесу, и понимала, и не понимала, что этот миг не повторится, что песня невозвращения – дай мне сказать, не молчи – моя, что песня изгнания, любого детства, любой потери будет мне известна, когда я выйду из заэкранья, из эпицентра синего, белого снега.
Виталий Науменко (1977-2018), поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Редактор поэтических сборников. Родился в Железногорске-Илимском. Окончил филфак ИГУ. Жил в Иркутске, Москве, несколько лет назад вернулся на родину, где и умер. Автор публикаций в журналах «Арион», «Воздух», «Новая юность», «Новый мир», «Октябрь», «Сибирские огни», «Зеленая лампа», «Крещатик» (Киев), а также «Интерпоэзия» (Нью-Йорк), «Аксьон поэтик» (Париж), «ИФ» (Марсель). Лауреат премии имени Виктора Астафьева. Автор поэтических книг. Член Союза российских писателей и Международного ПЕН-центра.
В клубах вонючего «эLэMа»
на диких берегах Илима
особенно черна Вселенна,
особенно необозрима.
Мне страшно, и светло, и зябко,
но я с судьбой играю честно,
что на обрыве ночи зыбкой
стоит пристрастно и отвесно.
Кто дал мне родину такую,
как с ней, хоть сдуру, примириться? —
раз звёзды пашут вхолостую
с немыслимой своей границы —
ища не правды — оправданья,
а это и смешно, и мало.
И осекается дыханье,
и жизнь течёт куда попало.
Лидия Шаркунова родилась в 1989 году в городе Череповце Вологодской области. Окончила факультет истории искусств СПбГАИЖСА им. Репина. С 2015 года живёт с мужем-скульптором и двумя детьми в поселке Старая Ангасолка на Кругобайкальской железной дороге. В 2011 году стала лауреатом всероссийского поэтического конкурса им. Н. Рубцова. Стипендиатка Форума молодых писателей в Липках (фонд С. Филатова) в 2017 году. Публиковалась в нескольких сборниках.
Немотивированная моя речь
О, нету тебе прощения,
немотивированная моя речь!
Ведь было тебе отпущено
слушателя беречь.
Но сло-
сло-
слова, как камушки
откалывались и злословили.
И было мне тяжелее всего
соблюдать мои же условия:
ведь я просила речь
не зазнаваться,
не завираться,
и терпеть пертурбации,
и на слове не обрубаться,
истину также глаголить,
поспевая за головой.
И думала я:
доколе?
И думала я:
на кой? —
Я буду болтать что ни попадя,
выкручиваться как-то походя…
О, нету тебе прощения,
речь - палец в рот не клади!
Ведь слушали тебя с восхищением,
а что же тебе – впереди?
Овации, поздравления,
Слава, награды, почёт?
Речь дрянная, немотивированная,
черт побери тебя, черт…
Полные тексты в «МК-Байкал»
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!