Выставка «Русский авангард» к юбилею Уильяма Брумфилда открывается в Москве
20 июля 2024
Новая выставка Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева приурочена к 80-летию Уильяма Крафта Брумфилда – человека, который всю жизнь постигает русскую культуру и знакомит с ней мир.
Автор книги «Иркутск. Архитектурное наследие в фотографиях» Уильям Брумфилд отмечает 80-летие
В 1966 году Уильям Брумфилд окончил бакалавриат по русскому языку Тулейнского университета в Новом Орлеане, затем магистратуру по славянским языкам Калифорнийского университета, где преподавал русский язык и литературу, а в 1973 году получил докторскую степень.
Летом 1970 года в рамках преподавательского обмена с Московским университетом состоялась первая поездка Уильяма Брумфилда в СССР. Привезённые из поездки 120 плёночных диапозитивов стали его первым фотографическим опытом. С 1970 по начало 2000-х Уильям Брумфилд снимал на плёнку, а потом перешёл на цифровой фотоаппарат. Сегодня большая часть негативов оцифрована, и вся коллекция фотографий составляет 150 тысяч снимков. Фотографическое наследие Уильяма Брумфилда хранится в собраниях Национального музея в Вашингтоне и музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Сотрудничество Уильяма Брумфилда и музея архитектуры имени А. В. Щусева началось в 1979 году. Первая выставка Брумфилда в России была посвящена Русскому Северу. В 2023 году прошла выставка “Lost America” («Тихая Америка»), которая повествовала не столько о сфотографированных объектах, сколько об эстетике «потерянных» – заброшенных и уединённых – мест.
В 2024 году музей представляет работы фотографа-исследователя, посвящённые архитектуре советского авангарда, на которую он обратил своё внимание ещё в те годы, когда творчество архитекторов-авангардистов не было так популярно, как сегодня. Кадры Брумфилда фиксируют непростую судьбу сооружений 1920-1930-х годов: их неприглядное старение, а в отдельных случаях и полный упадок, более или менее удачные реставрации первых лет моды на искусство этой эпохи. Пристальный и любящий взгляд Уильяма Брумфилда вновь заставляет нас задуматься о величии и уязвимости архитектурного наследия нашей страны.
На выставке представлено 313 фотографий памятников русского авангарда разных городов России от Москвы до Хабаровска, снятых Уильямом Брумфилдом с 1971 по 2019 годы.
Экспозиция структурирована по регионам, в которых Брумфилд фотографировал памятники авангарда: Москва, Ленинград, раздел «От Урала до Дальнего Востока» и отдельные города Центрального Поволжья, Центральной и Южной России.
Раздел, посвящённый зданиям московского авангарда, самый обширный: он занимает большую часть выставки. «Настоящим центром моего восприятия советского авангарда оставалась Москва», – говорит Уильям Брумфилд. В этом разделе представлены развёрнутые серии снимков любимых объектов автора: жилой дом Наркомфина, построенный по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса, дом культуры имени Зуева авторства Ильи Голосова, дворец культуры Пролетарского района (Автозавода имени А. И. Лихачёва) братьев Весниных, экспериментальный дом‑мастерская архитектора Константина Мельникова, его же рабочие клубы и гаражи.
Фотографии ленинградского архитектурного авангарда составляют другой раздел выставки. Здесь в 1971 году молодой американский преподаватель славистики впервые обратил внимание на архитектуру 1920-х-1930-х годов и начал снимать её на плёнку. Фотография Дворца культуры имени С. М. Кирова Ноя Троцкого, который находился рядом с общежитием на Васильевском острове, где жил Уильям, стала первой в «авангардной» коллекции Уильяма Брумфилда.
«От Урала до Дальнего Востока» – третий раздел экспозиции, отражает широту географического охвата путешествий Брумфилда по России. Главное место занимает серия фотографий в Екатеринбурге, среди которых – снимок знаменитой «Белой» водонапорной башни. В этом разделе также можно увидеть снимки памятников авангарда Перми, Березников, Челябинска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
- Новый этап в изучении архитектуры советского авангарда начался в 1999 году с моей первой поездки на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Я был впечатлён тем, как хорошо сохранились памятники конструктивизма в Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске.
Четвёртый раздел выставки - это фотографии отдельных городов европейской части России. Сюда вошли немногочисленные снимки памятников Казани, Самары, Коломны, Ростова-на-Дону, Таганрога, Сочи. Особенно фотографа впечатлила история здания Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького, построенного в форме гусеничного трактора, но утраченного в годы Великой отечественной войны. Он попал в объектив фотографа в 2016 году, уже после восстановления, с некоторыми отклонениями от первоначального вида.
Уильям Брумфилд не ставил перед собой задачу фотографической каталогизации памятников русского авангарда. Их съёмка осталась для него увлечением. Как рассказала куратор выставки Нина Пименова-Ромашова, эта выставка про любовь исследователя к советской архитектуре 1920-1930-х годов. Экспозиция сопровождается прямой речью автора: все текстовые комментарии – это мысли и воспоминания Уильяма.
Американский историк посвятил статью архитектуре Иркутска
Основная идея экспозиции заключается в передаче зрителю личного впечатления фотографа от архитектуры. Она подчеркнута необычным оформлением: снимки одних и тех же объектов, нередко сделанные в разные годы с похожих ракурсов разными фотоаппаратами представлены в виде фотопленок, «нарезанных» в соответствии с годами съёмки. Благодаря этому приёму удалось показать процесс фотографирования: поиск ракурса, вдохновение моментом, личный интерес фотографа к объекту съёмки. Размышления самого автора о советском архитектурном авангарде, принципах его фотографирования и воспоминания пронизывают всю экспозицию и полноценно раскрываются в видео-интервью.
Открытие выставки - 23 сентября 2024 года. Она продолжит свою работу до 1 сентября 2024 года.
Адрес: Москва. ул. Воздвиженка, 5/25, Аптекарский приказ.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!