26 июля 1999 года под Иркутском разбился грузовой самолет Ил-76

26 июля 2023

Грузовой самолёт Ил-76ТД авиакомпании «Эльф-эйр» не смог набрать высоту, врезался в служебные постройки и загорелся.

Авария Ил-76ТД под Иркутском

Самолёт выполнял чартерный рейс Москва - Иркутск - Тяньцзинь - Иркутск - Пермь - Москва и перевозил 30 тонн ширпотреба из Китая. 

Благодаря быстрым действиям спасательных служб аэропорта «Иркутск» все члены экипажа были извлечены из обломков до распространения пожара в кабине. Авария произошла рядом с историко-мемориальным кладбищем жертв массовых политических репрессий.

Рассказываем хронологию событий

25 июля 1999 года в аэропорту Тяньцзинь самолет был загружен коммерческим грузом - товарами народного потребления. Загрузку груза, не имеющего маркировки «навалом» осуществляли наземные службы аэропорта без схемы загрузки воздушного судна и центровочного графика, что является нарушением наставления по организации международных перевозок в гражданской авиации. 

На основании дополнительных расчетов комиссия по расследованию установила, что взлетная масса самолета в аэропорту Тяньцзинь превышала заявленную и составляла 187 тысяч (+ 2 000) кг при весе груза 53 000 (+2 000) кг.

Пятьдесят лет назад самолет Ту-104 разбился под Читой

В день вылета экипаж штурманский контроль не проходил, ограничившись подготовкой и прохождением контроля.

При подготовке к вылету из аэропорта Иркутск 26 июля 1999 года экипажем было дозаправлено 38000 кг топлива. В журнале принятия решения на вылет командир воздушного судна записал: «Взлетная масса самолета 170040 кг, центровка 27,5% САХ», что не выходило за пределы ограничений руководства по летной эксплуатации. В связи с условиями взлета в аэропорту Иркутск максимально допустимая взлетная масса самолета должна была быть не более 174 000 кг.

В результате дополнительных расчетов, выполненных в процессе работы комиссии по расследованию, установлено, что взлетная масса самолета в аэропорту Иркутск составляла 198 000 - 200 000 кг.

При страгивании самолета командир и штурман уточнили между собой намеченную для данного взлета скорость принятия решения: «Рубеж 235» - «235». Это, вероятно, означало, что подъем передней стойки планировалось осуществить на скорости 235 км/час, соответствующей скорости для взлета с предельно допустимой взлетной массой 190000 кг.

Второй пилот дважды во время читки «Карты...» повторил: «Я здесь ставлю фактический, а говорить буду 170» что, по-видимому, относилось к взлетному весу, также служит подтверждением того, что экипаж знал о сверхнормативной загрузке.

Экипаж не насторожило то, что темп разгона скорости был менее динамичным по сравнению с предыдущими взлетами этого самолета, что объясняется большой взлетной массой судна и снижением тяги двигателей. Эти факторы экипажем в данной ситуации восприняты не были, взлет не был прекращен.

21 июля 1949 года под Нижнеудинском произошла авиакатастрофа

Приблизительно в 13:46 по местному времени в результате перегруза 170-тонная машина после отрыва от земли не смогла набрать высоту и снесла радиомаяк, прожекторы и будку метеорологической службы аэропорта, после чего корпус летательного аппарата протащило по земле около 500 метров и развернуло под углом 90 градусов к направлению взлёта.

После остановки самолёта возник сильный пожар, и двое членов экипажа - авиатехник и штурман оказались блокированными в деформированной кабине. Уже в 13:51 к месту происшествия прибыли три пожарные машины иркутского аэропорта.

Операция по спасению двух членов экипажа продолжалась 40 минут. Наибольшие трудности были связаны с высвобождением авиатехника. Циркулярной пилой распилили борт, тросами с крючьями растянули кабину, гидравлическими ножницами разжали сплющенный металл и освободили зажатую ногу. Авиатехник получил самые тяжёлые травмы, но врачи посчитали его жизнь вне опасности. Все остальные пять членов экипажа спаслись самостоятельно и получили лёгкие ушибы.

Леонид Мухин: Об авиакатастрофе 1976 года в Иркутске молчали газеты

Расследованием аварии занималась специальная комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Наиболее вероятной версией специалисты комиссии называют перегрузку самолёта. Однако полностью это доказать не удалось, так как значительная часть груза сгорела, а остальное намокло при тушении пожара. 

Также одна из возможных версий аварии - плохой разгон. По утверждению разработчиков самолёта, груз в 30 тонн не является предельным, и Ил-76 может принять на борт и 40 тонн груза. Предполагается, что совокупность всех факторов и привела к аварии.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также