Леонид Мухин: Об авиакатастрофе 1976 года в Иркутске молчали газеты

Леонид Мухин
Леонид Мухин
20 июня 2023

В авиакатастрофе 9 февраля 1976 года под Иркутском погибла наша сокурсница из иняза, черноокая красавица Галка Газинская, но выжила Лена Короленко. Об этом я написал в газете «Время».

ту-104

На футбольном турнире «В бой идут одни старики» я встретил старого знакомого, вратаря команды «Ангара» Сергея Ушакова. Мы обменялись какими-то дежурными репликами, а потом я спросил, как поживает его мама. Сережа немного промолчал, а потом сказал, что два года назад ее не стало.

В 2006 году в Ангарске мама Серёжи Валентина Васильевна рассказала мне удивительную историю о том, как она выжила в авиакатастрофе 9 февраля 1976 года. В той аварии под Иркутском погибла наша сокурсница из иняза Галка Газинская, но выжила Лена Короленко. Об этом я написал в газете «Время».

Сразу же после выхода в свет публикации «Катастрофа, о которой молчали газеты» (№110, 6 октября 2005), в редакции раздался звонок и мужской голос сообщил о том, что в Ангарске есть еще один человек, выживший в той аварии. Его жена Валентина, она работает в ресторане «Тайга».

9 февраля 1976 года он, студент Ленинградского университета, встречал в аэропорту города на Неве свою молодую супругу, которая летела в Северную столицу в командировку со своей коллегой, 40-летней сотрудницей «Нефтепроводстроя» Марией Алексеевной Поповой. Самолет опаздывал, но из громкоговорителя о рейсе Иркутск-Ленинград не поступало никаких сообщений. 

Сергей Ушаков дождался следующего рейса из Иркутска, однако его пассажиры молчали, никто из них не обмолвился о падении ТУ-134. В сердце Сергея закралось сомнение. Первый звонок в Ангарск не прояснил ситуации, только на следующий день тетя Сергея сообщила ему о трагедии в Иркутском аэропорту.

Валентина Васильевна нечасто вспоминает о происшествии, да тогда и надобности в этом не было: областные газеты словно в рот воды набрали, люди шепотом передавали друг другу нюансы аварии, а со временем другие иркутские катастрофы и сообщения о них на телевидении, в газетах и по радио затмили ту далекую аварию 30-летней давности. Только сегодня тайны 1976 года всплыли на поверхность.

В аэропорту торопились, загоняли пассажиров в накопители со скоростью света, и взлет прошел без опозданий. Две ангарчанки устроились сразу же за кабиной пилотов на втором месте «Б» и «В», правда не у окна. Стюардессы разнесли карамельки, люди начали готовиться к долгому полету. Позади щебетали на своем языке монгольские студенты, молодой военный подал Валентине и ее напарнице половинки ремня и буквально заставил их пристегнуться. 

Валентина Ушакова никак не могла справиться с затворами ремня, уже было плюнула на него, но молодой человек в погонах помог справиться с премудростями пристегивания. Это впоследствии спасло ее от смерти. Военный же не успел прищелкнуть затворы ремня и от полученных травм скончался в больнице через пять дней. Он лежал в соседней палате нейрохирургии на 2-ой Советской.

Разбег, взлет прошел как одно мгновение. Девушка успела услышать душераздирающий крик: «Ой, что он делает!» и потеряла сознание. Она очнулась на несколько секунд, один глаз не открывался. Над ней лазурным светом сияло небо. Кресло с Валентиной отбросило в хвост самолета, на голову падали вещи, обшивка самолета. Под креслом лежали раздавленные тела, пальто, куртки, чемоданы. Кровь застилала уцелевший глаз, и сильно пахло бензином. На сапогах как бритвой срезало каблуки. Кабина пилотов лежала отдельно, сплющенная в гармошку. Очнулась она в палате.

На Вале не было живого места. Хирурги первым делом починили череп, вставили в скулу пластину и под левой глазницей подправили треснувшую костную массу. Выздоровление проходило тяжело. Сознание постоянно возвращало к злополучному взлету. Коллега по работе Мария Алексеевна тоже переборола смерть, как и соседка по палате, студентка из Ленинграда, которая перенесла сложную нейрохирургическую операцию на черепе и выкарабкалась из лап костлявой старухи с косой.

Следователи в больнице приняли нашу героиню за стюардессу Галину Ушакову, между прочим, ангарчанку, но, как стало известно позже, ни пилотам, ни стюардессам в этом полете не повезло.

Из Википедии: самолёт выполнял рейс 3739 по маршруту Иркутск - Новосибирск - Свердловск - Ленинград. Всего на борт сели 99 взрослых пассажиров (при 85-местном салоне), включая шесть граждан Монголии. Также экипаж разрешил сесть на борт ещё четырём пассажирам с билетами, но без мест, из которых двух разместили в туалете, а двух - в переднем вестибюле. Также на борт сел взрослый сын бортрадиста И. Г. Фирстов, который находился в кабине. Все эти пять дополнительных пассажиров не были указаны в документах на загрузку.

В 08:14 (03:14 мск) в утренних сумерках Ту-104 начал взлёт, но уже в процессе разбега его начало разворачивать вправо. Достигнув приборной скорости 300-318 км/ч, авиалайнер оторвался от взлётно-посадочной полосы. Сразу после отрыва появился нарастающий правый крен, поэтому самолёт начало сносить вправо, а поднявшись на 30 метров, он начал быстро терять высоту. Спустя 7-8 секунд после отрыва от ВПП в 129 метрах правее её и в 180 метрах от её юго-восточного торца летящий по курсу 165° Ту-104 с правым креном близким к 70° зацепил правой плоскостью крыла покрытый снегом грунт.

Ту-104 в 92 метрах от точки первого касания врезался в землю носовой частью, а через несколько метров ударился о бетонные блоки, из-за чего оторвало часть левой консоли крыла. От удара фюзеляж разорвало на три части, из которых наиболее сильно пострадала средняя. Пожара при этом не возникло, так как экипаж успел перекрыть пожарные краны.

В результате катастрофы на месте погибли командир, второй пилот, штурман, бортмеханик, бортрадист, бортпроводник-инструктор, бортпроводница (Аксаментова), а также восемь пассажиров, включая сына бортрадиста. Позже в больницах в течение недели умерли штурман-стажёр, бортпроводник (Сурков) и семь пассажиров. Таким образом, всего в катастрофе погибли 24 человека: девять членов экипажа и 15 пассажиров. Бортпроводница (Ушакова) и 77 пассажиров получили различные ранения.

Через месяц Валю Ушакову выписали из больницы и отправили домой. Врачи не стали врать и на «больничном» честно написали – «авиакатастрофа». Месяца три женщина отлеживалась дома, выписалась с «больничного», но больше года ходила на работу «получеловеком». Понимая состояние женщины, на работе ей пошли навстречу.

На лице Валентины Васильевны не было видно следов увечья, только если сильно вглядеться, можно увидеть едва заметные шрамы. Веселый нрав и открытое сердце Валентины вовсе заставляли позабыть о страданиях и перенесенном страхе. Она с тех пор вспоминала провидческие слова бабушки: «Тебя спасли ангелы сыночка». Сережке было в 76-м два года, и господь бог не отдал мамочку в преисподнюю, она еще не исполнила материнскую миссию на земле.

Она считала, что в самолете погибло много пассажиров, некоторые умирали в больницах. Легенда о том, что некоторые пассажиры перерегистрировали билеты на другой рейс и улетели в Ленинград, не проходит. Слишком большие разрушения произошли в самолете. Да госпожа удача улыбнулась - ведь керосин не воспламенился и обошлось без взрыва. Как говорили очевидцы, ТУ-104 упал в глубокий снег за взлетной полосой, и это уберегло от еще больших жертв.

Валентина Васильевна не летала на самолетах лет пять. В первом же полете после авиакатастрофы в Москву она испытала шок. При пересадке в Омске у нее отказали ноги. Когда она рассказала стюардессам о причине стресса, они с пониманием отнеслись к пассажирке.

Почти 30 лет Валентина Васильевна отмечала в феврале два дня рождения: 4 февраля – настоящее, а другое – 9 февраля, памятное.

Автор: Леонид Мухин, журналист

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также