Почему засекретили железнодорожную катастрофу на Байкале в 1938 году?

30 января 2021

Катастрофа случилась в районе разъезда Подорвиха недалеко от того места, где Ангара вытекает из Байкала. Здесь склоны Прибайкальского хребта вплотную прижимали железнодорожные пути к берегу великой сибирской реки.

подорвиха

Вышедшая в «Глаголе» статья Ирины Прищеповой о катастрофе поезда Владивосток – Москва, которая произошла 25 июня 1938 года, не оставила равнодушными наших читателей. Сегодня Глагол38 публикует пост журналиста Андрея Коршунова, который задается вопросом о том, почему катастрофу засекретили.

Одна из женщин, которая оказалась непосредственной участницей трагедии, описывает произошедшие события следующим образом: был день. Поезд, состоявший из паровоза и пяти пассажирских вагонов, проехал станцию Байкал. Двинулись дальше вдоль Ангары. Вдруг одна из пассажирок заметила, как с другой стороны «по зелени сопки несется водопад». Это был селевой поток, который образовался в результате обильных дождей, произошедших накануне.

Гражданке явление природы показалось прекрасным, и она издала восторженный крик. Другие пассажиры бросились к окну и «с жадностью впились взором в бархатистую зелень, принявшую на своё лоно пенящийся вал».

Вдруг поезд остановился. Оказалось, что этот сель вызвал обвал, который разрушил пути впереди состава. Люди поначалу высыпали из вагонов. Но когда обнаружили, что изменить ситуацию не в их силах, снова вернулись на свои места. В это время со склонов спустился второй поток, который с неимоверной силой ударил в заднюю часть состава и опрокинул три последних вагона в Ангару.

«Паровоз с двумя оставшимися вагонами оказался между двух обвалов. Слева угрожающие сопки, справа суровая Ангара».

«Люди мечутся, забыв всё, лишь с единой мыслью спастись, остаться живыми, не быть раздавленными этой громадиной», - так закончила свой рассказ очевидица катастрофы.

В целом даже сегодня об этой катастрофе, в которой погибли десятки людей, известно крайне мало. Причина этому – строжайшая секретность, которой была окружена Кругобайкальская железная дорога в конце 1930-х годов. В то время напряженность нарастала и на западных, и на восточных рубежах страны. В Испании шла Гражданская война, а Германия уже осуществила аншлюс Австрии и готовилась проглотить Чехословакию. Параллельно в Азии Япония развернула агрессию против Китая и готовилась к крупным провокациям против СССР.

Кстати, всего через месяц после описываемой катастрофы произойдут так называемые бои на озере Хасан - первым боестолкновениям между Советским Союзом и Японией, которые еще через год приведут к полномасштабной войне в районе реки Халхин-Гол.

При этом руководство страны отдавало себе отчет в том, что сложнейшая в инженерном плане Кругобайкальская железная дорога является «ахиллесовой пятой» нашей страны в условиях военного времени. Любая остановка на этом участке, вызванная аварией или диверсией, грозила поражением в войне. Поэтому и катастрофа, произошедшая летом 1938 года, оказалась засекреченной.

Тем не менее, выводы из трагедии были сделаны оперативно. Уже 20 октября 1938 года ЦК ВКП(б) принимает постановление проведении изысканий железнодорожной линии Иркутск-Слюдянка. 11 февраля 1939 года издан приказ наркома путей сообщения Лазаря Кагановича о начале строительства новой магистрали.

В дальнейшем работы на этом направлении велись крайне высокими темпами вплоть до конца 1942 года. Только после победы в Сталинградской битве, когда стало понятно, что Япония не будет объявлять войну СССР, и интенсивность прокладки железнодорожной линии Иркутск-Слюдянка заметно снизилась.

На фото: кадр из кинофильма "Честь" (1935)

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также