В Братске прошел пятый театральный фестиваль "У Братского моря"

01 мая 2022

Пятый театральный фестиваль "У Братского моря" имени Геннадия Михасенко уже стал историей.

"Глагол" пролистал соцсети Братского драматического театра и расскажет вам, как это было.

День первый. 

Начал с фойе Братского драматического театра, которое и не фойе теперь, а музей театральной жизни. Зрители, попав в него сразу после гардероба (а театр, как мы знаем, начинается с вешалки), узнает, что такое мизансцена, внутренний монолог, как выглядит второй план, гастрольный набор, кинолента видений грусть монтировщика и много еще чего интересного. 

По традиции, открытие фестиваля – легкий и веселый актерский капустник, разрезание символической ленты, вручение символа фестиваля – теплых красивых варежек. 

Первыми на сцену вышли актеры Черемховского драматического театра имени Владимира Гуркина. Братчане увидели "Пять вечеров" Александра Володина в постановке Дмитрия Акимова. Удивительная, близкая каждому драматургия, тонкая, душевно-щемящая, вечная. "Ты слушайся меня. Самые хорошие советы дают неудачники". "Разве что-нибудь сравнится с любовью? Без нее человек высыхает". "По идее можно жить только с такой женщиной, которая высекает из твоей души искры".

Братским зрителям особенно приятно вновь встретится с режиссурой Дмитрия Акимова после спектакля "Когда весна придет", который он поставил в Братском драматическом театре. Его режиссерский почерк узнаваем, он может достучаться до каждого зрителя. Актеры из Черемхово отдали братскому зрителю всю свою энергию. Зал дышал, как один человек, принял спектакль всем сердцем и долго не отпускал актеров.

День второй

По традиции один спектакль каждого фестиваля предназначен для детей. И, как правило, билеты именно на этот спектакль разбираются раньше всех. Дети – самые активные, благодарные зрители. Вот и на приключения героев спектакля "Хочу быть клоуном!" они реагировали бурно, на каждую реплику, на каждый поворот сюжета. Усть-Илимский театр драмы и комедии привез "вечную" сказку. В самом деле, дети будут вырастать из спектакля, но придут новые, которые будут смотреть с не меньшим интересом на чудо цирка. Актеры продемонстрировали не только артистизм, но и хорошую цирковую профессиональную подготовку. Работали, что называется, до седьмого пота, и получали в благодарность смех, вопли восторга, аплодисменты. А настоящий, живой кролик стал сюрпризом для всего зала. Воодушевленные, ребятишки писали в книге отзывов свои впечатления,- как умели.

А вечером Вольский драматический театр показал "Письма любви" по пьесе Альберта Герни. И пришла очередь слезам. Двое пишут друг другу всю жизнь. Это их личная история. Но удивительным образом она касается каждого в зале, потому что всем нам есть о чем сожалеть – о том, что могло быть, а не состоялось. Печаль о невозвратном. Это сильный драматургический материал, и не зря в свое время пьеса была номинирована на Пулитцеровскую премию. Ничего на сцене не происходит почти – сидят двое за столиками, читают свои письма. Только жесты, движения иногда. Но режиссер Вячеслав Теещенко очень точно расставляет акценты – светом, музыкой, особенно видеорядом на проекции. Весь зал завороженно следит за сменой картин разных авторов, соединенных в одну мощную и чувственную иллюстрацию происходящего на сцене и в зале, в сердце зрителя. Глаз невозможно оторвать от Екатерины Кузьминой и ее героини Мелиссы – так она пластична, эмоциональна, непосредственна. Энди (Глеб Яшин), хоть и равнозначный персонаж этого дуэта, все-таки остается на втором плане, отдавая первенство этой невероятной женщине, до которой ему не удалось дотянуться.

День третий

Усть-Илимский театр драмы и комедии привез на фестиваль "Возвращение" по рассказу Андрея Платонова. В сегодняшней повестке эта проза звучит особенно сильно. Всем нам придется возвратится с войны к мирной жизни, к тем, кого любишь. "Вся любовь происходит из нужды и тоски; если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека". После войны мы станем другими, это неизбежно. Но умение прощать, желание понять и стремление любить станут самыми важными качествами. Про это Платонов, демобилизованный по болезни военный корреспондент, написал еще в 1946 году. Про это – спектакль Усть-Илимского театра, с прекрасными актерскими работами. Зал чутко реагировал на каждую фразу простого и очень проникновенного повествования, стал единым целым со сценой.

Чудо сопричастности с материалом, с театром состоялось. И продолжилось на камерной сцене, где прошел музыкально-поэтический спектакль "Без него". Без него, единственного. И без времени. И без обстоятельств. Без условностей. Только чистые чувства ожидания любви. Живая женская душа как она есть. Женская мудрость. Как это прекрасно – стихи и песни в исполнении актрис Омского городского драматического театра "Студия" Л. Ермолаевой Елены Устиновой и Евгении Славгородской под гитарный аккомпанемент. Все там было – ирония, очарование, игра, откровение. Прекрасные голоса, лица. Спасибо Омску за то, что читали современниц. Этот спектакль - надолго на сцене и надолго – в памяти.

А современную драматургию представили братчанам актеры из Мотыгино Красноярского края. Этот театр называют самым маленьким большим. Он – единственный профессиональный, который работает в поселке. Известен тем, что сюда приезжают столичные режиссеры осуществлять свои творческие идеи. Артем Терехин, известный молодой режиссер, поставил пьесу "Урожай" также известного и молодого драматурга из Белоруссии Павла Пряжко в Мотыгинском театре совсем недавно. Четверо молодых людей пробуют впервые в жизни поработать, сделать что-то полезное, а именно – собрать яблоки в саду. Молодые авторы, молодые персонажи, молодые актеры. Братчане теперь имеют представление о том, что такое современная модная драматургия. 

День четвертый

Братский драматический театр представил на фестивале спектакль "Прекрасное Далеко" Данилы Привалова в постановке режиссера Олега Хапова. Этот спектакль актеры всегда играют на разрыв души. Но сегодня все были в ударе – в зале сидели участники фестиваля из разных городов, и показать все, на что способен, принципиально важно. Фестиваль тем и хорош, что театры смотрят друг на друга, впитывают идеи, подходы, приемы профессионально оценивают, учатся. Это огромный импульс в развитии. Сегодня Пасха. Время говорить о высоком. А герои спектакля – ангелы. Куда еще выше для человека? Но и они мучаются – тоской по Свободе (так называют жизнь), кризисом веры: "Ты знаешь, я очень рад, что я в тебя не верю. Хотя я с тобой и разговариваю. Потому что ты нас забыл. Надоели мы тебе. Да и нет тебя вообще, скорей всего. Но почему я тогда с тобой разговариваю? Мы же все неплохие. Мы же все почти хорошие. Мы просто живем плохо. Иногда неправильно".

Второй спектакль дня – тоже о самом главном. "Господин Ибрагим и цветы Корана" наконец на братской сцене. Мы давно хотели заполучить этот спектакль на фестиваль, но не получалось из-за плотного графика работы исполнителя единственной роли, и в этот раз тоже с трудом. Заслуженный артист России Евгений Козаков приехал сегодня утром, и сегодня же держал зал больше полутора часов во внимании, напряжении, эмоциях, размышлениях. Это очень сложно. Режиссер спектакля Наталья Корлякова – большой друг нашего театра, уже три ее работы есть в нашем репертуаре – "Балаган", "Лавина", "Иллюзии". Профессионализм режиссера, актера и прекрасная литературная основа – в "Ибрагиме…" есть все, что надо для успеха. А литература и в самом деле сильная. Эрик-Эммануэль Шмитт, наш современник, называет себя верующим агностиком, и тема мировых религий занимает в его творчестве значительное место. Есть четыре книги, объединенные в «Цикл незримого». И две из них уже представлены на фестивале. Христианский спектакль "Оскар и Розовая дама" привозила "Белая студия" из Кемерово. А теперь – ислам и иудаизм в подаче Томского областного театра драмы. Мальчика – еврея воспитывает мусульманин. Но дело даже не в религиозных постулатах. Дело – в мудрости, добре, любви и во всем том, что составило жизнь взрослеющего пацана благодаря дружбе с необычайным по своим душевным качествам человеком. Полный зал встает в одном порыве и благодарно аплодирует Евгению Казакову, Наталье Корляковой, Эрику-Эммануэлю Шмитту за радость откровения. "Ибрагим…" завершил театральные показы. Остается еще один день – для экскурсий гостей по Братску, для подведения итогов.

День пятый

Песни, угощение, гул разговоров сидящих за столиками. Журналисты перемещаются по залу вместе с камерами к своим спикерам. Веселятся все. Так выглядит итоговая пресс-конференция фестиваля, отражая неформальный, свободный, легкий, домашний, сердечный стиль его проведения.

Евгений Казаков, заслуженный артист РФ, Томский областной театр драмы: "Здорово, что в эти сложные времена когда говорят пушки, а музы молчат, удалось собрать и провести фестиваль. За это огромное спасибо Братскому драматическому театру, организатору фестиваля, этим людям, которым хватило энергии, чтобы поднять это сложное дело. Мало видел в Братске, но понял, что у него замечательные жители и уникальная природа. Часто бываю на фестивалях, но здесь удивительная атмосфера теплого общения. Мне все нравится".

Сергей Серебренников, мэр Братска (привез рыбный пирог, в тему Братского моря): "Фестивалю удалось объединить две составляющие: театральный форум для профессионалов и для зрителей. Всем было интересно, все получили пищу для ума и души. Фестиваль – уже украшение культурной жизни Братска, и я надеюсь, надолго запомнится. Рад, что нашим гостям комфортно здесь, в театре, в Братске, и они захотят приехать к нам вновь".

Елена Устинова, актриса, Омский городской театр «Студия» Любови Ермолаевой: "Наш театр уже третий раз на фестивале. Но наш состав – впервые. Мы уже много слышали о фестивале в Братске от своих коллег, видели их восторг. Вот теперь приехали сами и – в восхищении. Нам рассказывали о гостеприимстве братчан, и это абсолютная правда. С гостями здесь носятся, как с сахарными. Конечно, мы смотрим спектакли участников. Самое большое впечатление - от спектакля братчан. Это очень крепкая командная работа, когда трудно выделить кого-то. Наличие команды – очень хороший показатель для театра.

Елена Таксиди, актриса и режиссер, Усть-Илимский театр драмы и комедии: "Мы привезли два спектакля, для детей и взрослых. У нас сцена очень отличается от братской. Но зритель этого не почувствовал. Нам помогали все - монтировщики, звукорежиссеры, светооператоры, и мы успешно адаптировались к условиям. Мы работали с удовольствием. Очень хороший зритель у вас – добрый, отзывчивый. Конечно, мы хотим приехать вновь. Нам очень хорошо в Братске. Мы снова увидели Братскую ГЭС, Ангарскую деревню, и готовы смотреть на это бесконечно".

Закрытие фестиваля тоже было неформальным. Каждый театр получил диплом участника, памятный приз, каждый участник увезет с собой сувениры. Ежедневно на фестивале шли актерские капустники, тон задавали братчане. И на прощание выдали свой, последний, который закончили песней "У Братского моря" на мотив той самой, знаменитой песни в исполнении Леонида Утесова. Теперь эта песня станет гимном фестиваля, который продолжится. Фестиваль стал традицией, занял свое место в культурном пространстве Братска. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также