История первой школы Академгородка открыла серию школьных историй девятого сезона городского проекта «Прогулки по Старому Иркутску».
И все они состоялись осенью, что вполне закономерно: начало учебного года (в этом году особенно долгожданного), день знаний и день учителя. Погрузиться в историю школ, в воспоминания учителей и выпускников в новых реалиях дистанционного обучения как повод задуматься нам всем: с чего начинается школа, и какую роль играет в жизни человека?
Старейшая школа Академгородка, конечно, не самая старая в Иркутске, но в истории иркутского Академгородка она навсегда останется первой, и это накладывает определенные обязательства. Школа всегда была на особом счету и строилась для обучения детей научных сотрудников, населявших академические институты. Здесь учатся целые научные династии, а для популяризации научных знаний и ориентации школьников на построение успешной карьеры в области науки в школе работает проект «Школьная Академия» под руководством Иркутского научного центра СО РАН.
Школа построена в 1965 году, в архитектурном плане является типовой постройкой, но со своими особенностями. Например, в ней всего три этажа, но при этом есть лифт. Согласитесь, неожиданное оборудование для школьной постройки. Оказывается, лифт был построен для поднятия продуктов в столовую, которая расположена на верхнем этаже, что тоже нельзя назвать традиционным решением. Столовая, в которой расположена и сцена, служит одновременно и актовым залом, где проводятся все торжественные мероприятия.
Кабинет директора, напротив, располагается на первом этаже и все пятьдесят пять лет в одном и том же месте. В одной из пристроек к школе еще до недавнего времени были жилые квартиры, где проживали учителя. Конечно, в современных реалиях это трудно представить, но раньше такое явление было довольно распространено. Мы знаем, что директор школы № 11 Иосиф Александрович Дриц также проживал на территории школы, и в буквальном смысле, 24 часа пребывал на работе.
Но первая школьная достопримечательность ждет вас еще на улице, во дворе. Припомните, много вы видели мемориальных досок и памятников в школьных дворах? А вот в 24 школе есть и то, и другое. Мемориальная доска установлена в честь заслуженного учителя РСФСР, директора школы в 1972-1988 годах, почетного гражданина Иркутска Валентины Андреевны Соколовой. Педагогический коллектив почитает и сейчас своего экс-директора, многие из учителей были ее учениками. Ходит легенда, что, когда Валентине Андреевне предложили возглавить школу, она объяснила свое согласие так: «Мне очень понравилось оформление этой школы, здесь очень красивые учительницы и умненькие дети». В своих мемуарах «Жизнь улыбалась мне» сама В. Соколова вспоминала, что «Куда бы ни приводила меня судьба, везде меня окружали умные, понимающие, отзывчивые коллеги, интересная работа, а самое главное - трудолюбивые, умеющие с радостью познавать новое, уважать учителей, заботиться друг о друге ученики».
Недалеко от мемориальной доски разместился новый объект - памятник школьному дневнику. Установленный в честь 55-летия, он продолжает традиции преемственности поколений, а также создания школьных достопримечательностей. Скульптура представляет собой раскрытый дневник, в котором стоят пятерки как символ успешной учебы, и указание на юбилейную дату. В левой части дневника изображены очертания двух ладоней – первоклассника и выпускника, и есть символ единства и преемственности.
В кабинете директора листаем домовую книгу 1966 года, в которой велась запись всех проживающих в жилых квартирах при школе. Из нее мы узнали, что дом в те времена назывался усадьбой под № 29. Рядом – внушительная в красном переплете летопись школы. Фото первого педколлектива, состоящего всего из 15 человек (сейчас в школе работает 64 педагога, 11 из которых – ее бывшие выпускники), справка о всех директорах школы и конечно, знаменитые выпускники, среди которых шесть докторов и 20 кандидатов различных наук. Это и не удивительно, в школе учится много детей сотрудников научных институтов, а местные ученые на протяжении всей истории иркутского Академгородка много и охотно работают со школьным коллективами и учащимися.
35-летний юбилей в этом году отметит компьютерная школа «Алиса» на базе Сибирского института энергетики, которая как раз родилась из сотрудничества ученых в качестве преподавателей информатики в школе № 19. А 24-я в консорциуме с Иркутским научным центром СО РАН реализует проект «Школьная Академия». Проект рассчитан на пять лет и основными задачами видит поддержку талантливых детей и популяризацию научных знаний. Школьные педагоги работают в тесной связке с учеными иркутского Академгородка, что дает возможность, используя научный потенциал ИНЦ СО РАН, вывести образовательный процесс на принципиально новый уровень. Современные коммуникационные технологии, работа в научных лабораториях, участие в образовательных проектах, изучение предмета с использованием альтернативных технологий и много другое вызывает живой интерес у школьников и находит отклик у родителей.
А мы двигаемся дальше по школе и попадаем… в гардероб. Он славится своими удивительными старинными плечиками. Честное слово, никто из нас, присутствовавших на прогулке, в жизни своей не видел подобных плечиков. Уже не вспомнить, когда они появились в школе, наверняка, с самого начала. Это тяжелые металлические плечики, «намертво» прикрепленные к штанге - ученик не вешает одежду на крючок или съемные плечики. Прелесть такого решения в том, что эта конструкция поистине «вечная» - ни сломать, ни украсть, ни потерять ее невозможно. Директор школы Екатерина Старцева рассказывает, что к юбилею школы было желание обновить гардероб, но ни одна компания не взялась за работу, уверяя, что лучше и придумать невозможно.
Другой раритет – 55-летняя школьная доска в кабинете физики, большая, во всю стену, она наделена функцией опускаться и подниматься, что позволяет учителю использовать все пространство доски, и это очень удобно при решении задач с большим количеством формул. Педагоги за эту доску стоят горой.
55 лет исполнилось и деревянному школьному паркету. Он мог бы стать еще одним украшением школы, но жаль, его здесь красят. В школе есть также массивная, бронированная дверь, ведущая… нет, не в бункер. За ней расположена оружейная комната, где еще тридцать лет назад хранилось настоящее оружие, которое использовалось в качестве обучающего материала на уроках по военной подготовке. Сейчас же - только муляжи известных оружейных марок.
Но самый главный секрет школы таит в себе одна из центральных колонн, расположенных на втором этаже. Здесь был замурован «привет из советского прошлого», который оставили потомкам строители, возводившие здание. «Вскрыть его полагалось в канун 50-летия, но мы не удержались, и открыли раньше», - вспоминает выпускница 24-ой школы, а сейчас учитель русского языка и литературы Валентина Валерьевна Логунова.
«Вы будете жить в 21 веке, в эпоху коммунизма. Исполняйте заветы Ильича, трудитесь на благо Родины», - напутствовали строители-энтузиасты. Советские лозунги запустили волну учительских воспоминаний, потому что все мы родом из детства. Припомнили хорошую традицию трудовых практик на школьных дворах и самостоятельную уборку класса. Это формировало привычку к труду и ответственное отношение к делу. «Я была старостой, и контроль уборки класса был на мне. И как-то раз один из учеников не вымыл пол в классе, и вошедший учитель сказала мне: «Если ты не смогла организовать уборку класса, мой сама». Это был для меня такой урок воспитания ответственности», - вспоминает один из педагогов.
Валентина Логунова ведет нас в свой 305-й кабинет русского и литературы, где когда-то училась сама. И воспоминания вновь приводят нас к личности бывшего директора Валентины Соколовой, у которой училась и сама Валентина Логунова. «Она никогда не ругала. Ты молодец! Ты молодец! А вот здесь сделай по-другому! - говорила она, если задание было выполнено неправильно», - вспоминает бывшая ученица. Решаемся позвонить в Москву, ее дочери - Людмиле Слижевской. Людмила Афанасьевна подтверждает: «Профессия и школа - это ее всё! Мама всегда говорила: «Детей надо аккуратно любить, ровно любить. Создать условия, не сюсюкать, и не унижать. Ребенок должен быть окружен заботой и вниманием.... А вот мне она оценки занижала. Ей было стыдно выделять своего ребенка». Валентина Андреевна была из уходящего сейчас поколения тех людей, которые переживают и заботятся о других куда как больше, чем о самих себе.
«Наверное, сейчас изменилась коммуникация учитель-ученик?» - спрашиваю учителей. «Дети изменились, потому что изменился мир вокруг. В Интернете можно найти много полезного, но это всего лишь инструмент, он не научит мыслить, подбирать аргументы для отстаивания своей позиции, не задаст верного направления развития. Это может сделать только наставник, только человек, - отвечает Валентина Валерьевна. Я хочу, чтобы мои ученики, окончив школу, с теплотой вспоминали обо мне, как о человеке и учителе, находили свободную минутку заскочить в школу, рассказать о трудностях, поделиться радостью, попросить совета, да и просто поболтать. А это возможно только в одном случае - если я люблю своих учеников, разных - способных и не очень, добрых и сердитых, отличников и двоечников - всех, не деля их на «удобных и неудобных»,
Во главу угла образовательной системы, по мнению педагогов, необходимо ставить получение универсальных знаний ради возможности максимальной самореализации, а не оценку в аттестате, которая откроет дорогу в престижный вуз. Этому и должна учить школа, которая, безусловно, начинается с личности учителя. И «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель», - считал Лев Толстой. Такого учителя помнят, отмечают его юбилеи и посвящают стихи, как это делают учителя 24-й школы, собираясь в ноябре почтить память Валентины Смирновой, умевшей найти подход к каждому ребенку.
Вот мы и раскрыли все секреты старейшей школы Академгородка, кроме одного. Но он – для будущих потомков. Именно им нынешние учителя школы составили напутствие, запечатали его в капсулу времени и замуровали в ту же центральную колонну, в которой нашли послание от первстроителей, тем самым продолжая одну из главных традиций школы – преемственности. Придет время, и будущие ученики 24-й школы откроют его. Остается лишь гадать, будет ли оно актуальным в будущем времени?