"Прогулки по старому Иркутску" с первыми русскими инженерами

03 мая 2018

С наступлением тепла в городское пространство вернулся проект "Прогулки по старому Иркутску". Еженедельно ИГОО "Клуб молодых ученых "Альянс" приглашает иркутян и гостей города прогуляться по городским улицам, узнать новые истории о городской жизни и получить открытку в подарок. В ближайший вторник, 8 мая, всех ждет увлекательная "прогулка", которую проведет историк, заместитель директора музея истории ВСЖД Александр Хобта. Место встречи - памятник иркутским первопроходцам на Нижней Набережной. Начало в 18.00 часов.

Александр Хобта рассказывает, что высшему инженерному образованию в России почти 210 лет. В 1809 году был принят манифест «Об управлении водными и сухопутными сообщениями», по которому были созданы корпус инженеров путей сообщения и особый институт. Часть Пермской, Тобольская, Томская и Иркутская губернии составили 10-й округ путей сообщения. В Иркутской губернии к нему принадлежали «воды реки Ангары, Селенги, озеро Байкал, Главный тракт по всей Сибири, дорога от Иркутска до Кяхты».

Инженеры, выпускники института, направлялись во все уголки империи на сооружение гужевых, железных дорог, обустройство водных путей. Они же решали вопросы устройства плотин, шлюзов, каналов и зданий.

Одной из важнейших задач инженера в Иркутске стало устройство надёжной набережной вдоль правого берега Ангары. Разрушительная деятельность воды на протяжении многих лет «обрывала» берег, доставляя проблемы городу, заставляя принимать различные решения для избавления от разрушающего действия течения воды. В конструкции набережной использовался научный подход и накопленный опыт их сооружения в других городах. Другой важнейшей задачей стало сооружение прочного, круглогодичного пути сообщения, соединявшего город с Забайкальем. Существовавшая Кругоморская дорога являлась одним из труднейших путей, исправлять и поддерживать её для проезда теми способами, которые применялись, не было возможности. Правительство поставило задачу найти более выгодное направление пути. На первого инженера путей сообщения, прибывшего в Иркутск, было возложено выяснение целесообразности выполнения работ, предназначенных к постройке на китайской границе, как устройство рва, вала, надолбов, палисада. Задачи оказались настолько сложны, что потребовали много времени и усилий нескольких инженеров для их выполнения. А история строительства набережной и проектирование трактов Иркутска показывает его роль и значение как столицы Восточной Сибири.

Проект "Классические "Прогулки по старому Иркутску" поддержан региональным правительством в рамках конкурс асоциальных проектов "Губернское собрание общественности". 

На фото - набережная Ангары два века назад

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также