Пять иркутских встреч Тамары Церетели

03 июня 2022

3 июня 1930 года весь вечер на сцене иркутского городского театра пела цыганские романсы Тамара Церетели. Ее всегда считали лучшей исполнительницей цыганских романсов.

Мягкая, благородная манера исполнения, без ложного надрыва и крика. Именно за это она получила всесоюзное признание. Ее репертуар очень разнообразен – это и старинные песни, и вальсовые, и лирические, и в 20-40-е годы она была одной из знаковых певиц страны, на фоне которой потерялась даже молодая Клавдия Шульженко.

Начиналось все интересно. До признания советской власти в Грузии женщины не выступали на сцене. Это было не принято. Тамара благодаря крепости духа  и смелости решилась первой. В 19-летнюю студентку Тифлисской консерватории влюбился автор популярных романсов, композитор Борис Прозоровский. Тамара потрясла его своим необыкновенным, низким, удивительным голосом.

Вам девятнадцать лет, у Вас своя дорога,

Вам хочется смеяться и шутить,

А мне возврата нет, я пережил так много,

И больно, больно мне в последний раз любить.

Это был первый романс, который Прозоровский посвятил певице. После этого на всех нотных сборниках Бориса Алексеевича стояла надпись «Посвящается Т. Церетели».

«Прощай, мой табор» Петра Лещенко. «Мы только знакомы» Изабеллы Юрьевой. «Газовая косынка» Вадима Козина. «Плачет рояль…» Евгении Руссат. Все эти популярные песни написаны Борисом Прозоровским и впервые прозвучали в исполнении Тамары Церетели.

Впервые Тамара Церетели приехала с гастролями в Иркутск в мае 1927 года. «Власть труда» писала, что музыка цыганских романов, или «музыка чуждой нашей современности, опошленная шантанной эстрадой, в исполнении Церетели звучит по-новому. Вечный сюжет цыганского романса, насыщенный эротикой, Церетели умеет передать без излишнего эффекта, без излишней сентиментальности, заламывания рук и прочих атрибутов выразительности».

Свои лучшее умение владеть контральто Тамара показала в исполнении цыганских таборных дел. Про Прозоровского тогда написали, что он «мало похож на обычного аккомпаниатора. Он не аккомпанирует, а играет что-то свое особенное, и эта игра идет в гармонии с пением Церетели».

Тогда Тамара дала три концерта. Это были три аншлага, причем в одном из концертов выступила скрипачка Сарра Макстман. Всех артистов встречали и провожали бурными аплодисментами, причем газеты писали, что «нельзя заставлять публику двадцать минут отбивать себе ладони, а потом выходить на поклон». Однако иркутский зритель так запомнился певице, что на обратном пути – по завершению сибирских гастролей – 19 августа в Клубе Октябрьской революции прошел еще один концерт Тамары, а потом еще несколько дополнительных концертов в кинотеатре «Художественный».

До 1933 года Церетели и Прозоровский не расставались. А потом Прозоровского арестовали по доносу и отправили на строительство Беломорканала. Его чудом спасли - пригодилась первая профессия медика, он работал в лагерной санчасти. Его даже ненадолго освободили, но вскоре вновь арестовали и в 1937 году застрелили на допросе.

Тамара продолжила свою музыкальную карьеру. В декабре 1940 года она вновь приехала в Иркутск. После трех аншлагов - 23 декабря в драматическом театре, 24 декабря в ТЮЗе, 25 декабря в театре музыкальной комедии – 26 декабря назначен четвертый дополнительный концерт в театре, и опять аншлаг.

Сибиряки слушали «Полно, сокол, не грусти» Бориса Фомина, «Осенний романс» Всеволода Гамалея, таборную песню «Бирюзовое колечко» и старинный романс «Будет дождик или нет». На одной с цене с Тамарой Церетели играли скрипач Михаил Файнгет со своим мягким, ласкающим тоном исполнения и незаурядной техникой игры (3 декабря в театре особенно приняли «Сентиментальный вальс» Петра Ильича Чайковского и «Цыганские напевы» Пабло де Сарасете), Марина Кушке (художественное чтение, прочитала рассказ Паперной «Андрюшка») и пианист, концертмейстер Зиновий Китаев (11 венгерская рапсодия Листа, Ноктюрн Шопена).

Мартовские дни 1946 году Тамара провела в Иркутске. 7 марта в музкомедии, 11, 12 марта в драматическом театре и 16 марте в концертном зале областной филармонии. Начало некоторых концертов был в 23:30, но это никак не мешало собрать аншлаг. Она пела «Прощальную ленинградскую» на музыку Исаака Дунаевского, известную как «Песню Кости» времен Великой Отечественной войны. О, а как звучала «Сулико» на родном, грузинском языке. Вместе с Церетели по стране ездил конферансье, солист Московской государственной консерватории Владимир Володин.

И еще раз Тамара Церетели была в нашем городе. 22-23 июня 1953 года она выступала с программой романсов в концертном зале филармонии.

В марте 1968 года на ее концерте побывала молодая Нани Брегвадзе, которая боготворила ее. Но тот концерт был последним – 4 апреля великая артистка скончалась. Позднее Тамара Церетели была перезахоронена в Тбилиси.

Музыкальные традиции в семье сохранились. В 2017 году правнучка легенды, 23-летняя певица Нини Цнобиладзе, приняла участие в украинской версии шоу «Голос».

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также