Владимир Демчиков: Однажды в Америке при лунном свете

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
04 марта 2017

Основная проблема фильма «Лунный свет», получившему несколько дней назад главный «Оскар» за лучший фильм (а также еще два «Оскара» - за лучший адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль второго плана) заключается в этом самом «Оскаре» за лучший фильм. Фильм отодвинул «Ла-ла-лэнд» и вообще не выглядел фаворитом. А теперь, после победы, многие пытаются объяснить выбор Академии совокупностью самых разных причин, как имеющих отношению к фильму, так и внешних. Многие вспоминают «слишком белый» «Оскар» прошлого года (в «Лунном свете» все герои – афроамериканцы или цветные, действие происходит в Майами), многие видят в этом выборе желание Голливуда показать «средний палец» новому президенту и его сторонникам-гомофобам (главный герой фильма в подростковом возрасте осознает себя геем), – да   мало ли какие еще причины могли отодвинуть другие фильмы. Одно, однако, можно сказать спокойно: «Лунный свет» – это хорошее кино. Наверное, если бы фильм не получил главного «Оскара», я бы отнесся к нему как к просто хорошему фильму в конкурсе, не больше. А сейчас главная кинопремия поставила фильм на совершенно особое место и нагрузила его какими-то дополнительными смыслами, и фильм эти смыслы, как губка, впитывает, оказавшись победителем. Поэтому лучше всего просто говорить о фильме (который с 16 февраля идет в России, правда, всего на 105 экранах, а недавно вышел в прокат в Иркутске), и при этом не особенно зацикливаться на том что это фильм-триумфатор главной кинопремии.

По поводу «Оскара» лучшему актеру второго плана (Махершала Али) – нужно сказать, что актерские работы – это, пожалуй, самая сильная сторона картины. Фильм состоит их трех частей (три возраста героя, три имени: «Малыш», «Шайрон» и «Черный»), и в первой части играют сразу несколько первоклассных актеров. Мархешала Али (известный многим по сериалу «Карточный домик», он играет наркодилера, встретившего Малыша, когда за ним гнались подростки), Наоми Харрис (Манипенны из последних «Бондов», тут она играет мать героя) и прекрасная певица Жанель Монэ в роли спутницы героя Мархешалы Али. Из трех исполнителей главной роли я бы выделил маленького Алекса Хибберта (сыгравшего Малыша) и Тривента Родса (сыгравшего Черного), Эштон Сандерс, сыгравший главного героя в подростковом возрасте, мне показался все-таки чересчур пережимающим в роли проблемного подростка.

Фильм чем-то напоминает мне «Однажды в Америке» С.Леоне. И в фильме Леоне, и в фильме Барри Дженкинса речь идет о «прожитой жизни», о взрослении, о выживании и об одиночестве. В фильме Леоне Нудлс возвращается в Нью-Йорк, чтобы увидеться к теми, кто нашел его (он не знает, кто это, но догадывается, что это кто-то из его лучших друзей, которые вроде бы все погибли). В «Лунном свете» главный герой тоже проезжает на автомобиле почти тысячу километров, чтобы увидеться с единственным человеком на земле, с которым его когда-то связывало живое чувство. В обоих фильмах детство героя снято с пронзительной силой (хотя герой фильма Леоне, конечно, не был изгоем), в обоих метаморфоза, происшедшая с героями после долгих лет, оставшихся за кадром, поразительна.

«Лунный свет» хорош тем, что оставляет открытым главный вопрос: не просто как выжить в одиночестве и во враждебной среде, а как выжить и при этом сохранить в себе то, что по-английски называется хорошим словом integrity, трудно переводимым на русский язык.  Для всего того, что по-английски называется integrity, в русском языке существует великое множество слов: честность, прямота, нетронутость, чистота, (телесная) неприкосновенность, полнота, целость, сохранность, цельность, принципиальность, верность своим принципам, целостность, репутация, безупречность, достоинство, искренность, отсутствие двусмысленности, – и так далее, можно долго продолжать, список длинный.

Фильм «Лунный свет» о том, как сложно, даже уцелев под неслабыми ударами судьбы  и вроде бы собрав себя из каких-то осколков, даже встав вроде бы на ноги и сохранив себя, до конца освободиться от каких-то собственных страхов. О том, какое на самом деле хрупкое и уязвимое создание – человек. О том, как пережить и изжить предательство.

Напоследок хочется отметить еще две вещи. Фильм снят, по существу, за гроши (бюджет 1,5 млн. долларов, сборы на сегодня – 28 млн. долл.), то есть  с производственной точки зрения это такой жесткий малобюджетный артхаус. И то, что «Оскар» за лучший фильм выигрывает лента, снятая почти в любительском малобюджетном режиме и отодвинувшая фильмы со стомиллионными бюджетами, безусловно, очень хорошо, ибо наглядно показывает, что не в бюджете счастье. И второе: если бы победил «Ла-ла-лэнд», это была бы победа, если можно так выразиться, Голливуда, с удовольствием смотрящего в зеркало на свое симпатичное отражение. Победа «Лунного света» – это победа кино для зрителей и о зрителях. Может быть, кто-то усмотрит в этом тоже своеобразную конъюнктуру – спорить с этим не хочется, а соглашаться не хочется еще сильнее.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также