Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Наличники Иркутска на выставке

Персональная фотовыставка Ярослава Шиллера «Panta rhei - наличники Иркутска» начинает свою работу в Арт-галерее «DiaS»
далее...

Прямая речь

далее...

Прагматика

Иркутские физики научились определять износ двигателя самолётов по капле масла

Иркутские учёные-физики научились определять износ двигателя самолётов по капле масла, предложив авиации самый быстрый способ диагностики самолётных двигателей. Специалисты из НИИ прикладной физики (Иркутский госуниверситет) готовят к отправке на пермский "Авиадвигатель" свой уникальный прибор, позволяющий за 20 минут узнать состояние агрегата всего лишь по двум миллилитрам слитого масла. По их словам, эта разработка на 5—7 лет опережает все научные исследования мира в этой области, в том числе в западных странах и США.

— Традиционные методы диагностирования маслосистем самолётных двигателей, которые использются сегодня, обеспечивают достоверность диагностики порядка 5%. Мы эту достоверность сумели поднять до 90%. Причём с точностью до узла: мы не только говорим, что есть дефект в двигателе, но и какой узел подвержен износу, и в некоторых случаях делали прогноз остаточного ресурса, то есть — сколько ещё можно эксплуатировать двигатель с возникшим дефектом, — рассказывает life.ru ведущий научный сотрудник НИИ прикладной физики доцент Виктор Дроков.

В лаборатории института готовят к отправке два синтилляционных анализатора масла — именно так называется эта установка. Технология позволяет не снимать авиадвигатель с самолёта для проведения полного ТО каждый раз, когда в кабине пилотов загорается табло "Стружка в масле", или просто, когда агрегат "отрабатывает ресурс" по налётанным часам. Одну установку иркутских учёных заказал пермский "Авиадвигатель" — разработчик двигателя для нового самолёта МС-21, вторая уйдёт в рыбинское НПО "Сатурн", где создали двигатель для Sukhoi Superjet 100. Там установки будут анализировать состояние новых двигателей после испытаний и проводить ТО агрегатов уже летающей техники.

Стоимость установки — 9 миллионов рублей, разрабатываемая для неё технология обойдётся заказчику ещё в 4 миллиона. Но окупить все эти затраты почти вдвое способна уже первая диагностика только одного авиационного двигателя. Физики уже подсчитали, что даже одно такое недопущение ошибочного или необоснованного съёма двигателя экономит порядка 20 миллионов рублей. Кстати, у разработчиков уже есть задел в создании технологий для диагностики оборудования атомной промышленности, наземного транспорта, дизельных двигателей железнодорожных локомотивов, корабельных двигателей и оценке геологических месторождений.

 

 


06.10.2016