В Иркутске вспоминают авиакатастрофу «Руслана» 1997 года

06 декабря 2023

Трагедия произошла 6 декабря 1997 года в Иркутске. Тяжелый грузовой самолет Ан-124 «Руслан» упал на жилые дома и детдом. Погибли 72 человека.

6 декабря 1997 года в Иркутске на жилые дома упал самолет Ан-124 «Руслан»

Самолет совершил взлет с аэродрома Иркутск 2 в субботу, 6 декабря 1997 года, в 14.40 местного времени. На его борту находились два истребителя Су 27, собранные Иркутским авиационным производственным объединением, которые должны были доставить во Вьетнам.

По официальным данным, менее чем за полминуты после взлета грузового самолета Ан-124 «Руслан» произошло выключение первых трех двигателей, а затем и последнего. Экипаж под командованием подполковника Владимира Федорова пытался удержать воздушное судно на оставшемся двигателе, но не смог, и машина упала на жилой дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета задел дом по улице Мира, а обломки разлетелись по зданию детского дома. Катастрофе также способствовало воспламенение десятков тонн авиационного топлива.

Участник происшествия Игорь Петрович Уткин вспоминает события того дня:

- В этот день я, как командир отдельного отряда пожарной охраны, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив, - вспоминает Игорь Уткин.

Сразу после произошедшей катастрофы на место прибыли пожарные и спасатели МЧС. Они столкнулись с ужасающей картиной: разбившийся самолет повредил несколько деревянных бараков, часть детского дома №1 была в огне, а хвост самолета ударил по пятиэтажному зданию. Но самым страшным зрелищем был дом №45 на улице Гражданской, который полностью охватило пламя.

Иркутский журналист Борис Слепнёв в тот день снимал хоккейный матч «Сибсканы» на стадионе «Труд». 

- Сотовых телефонов тогда не было, у меня был пейджер. И я получил сообщение, что в 2-м Иркутске упал самолёт. Изначально было непонятно, гражданский или военный. Цифровой техники тогда не было. Я забежал в проявку. Сдал отснятую плёнку и взял в долг несколько роликов. Поймал такси и поехал в Иркутск-2. Самолёт упал в 14:42. Я там был через полчаса. Оцепления ещё не было. На месте работали только пожарные. Понимая, что скоро место происшествия оцепят, я постарался по максимуму обойти периметр, весь квартал, и сделать какие-то ключевые снимки. Это было небезопасно, горело всё-таки больше 100 тонн топлива

- Первое, что я увидел, - это пятиэтажка, на которой лежит огромный хвост «Руслана». Это была единственная часть самолёта, которая уцелела. Я снимал потом похороны. Помню, что на первой полосе у нас была фотография девочки в таком клетчатом пальтишке, со слезой на щеке. Дети плакали молча. Слёзы роняли - и всё. Они были в шоке, - вспоминает Борис Слепнев.

В тот роковой день иркутяне занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то готовил на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время играли ребята из соседнего детского дома №1.

Из воспоминаний Игоря Уткина:

- После падения начался страшный пожар. Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды.

- Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить.

Борьба с огнем продолжалась более 36 часов. Местные жители не оставили пожарных и спасателей наедине с трудностями. Несмотря на ужасную ситуацию, они старались поддерживать бойцов морально, угощая их чаем и бутербродами. Однако, сильный мороз только усугублял сложную задачу для пожарных и спасателей. Их промокшие формы мгновенно превращались в ледяной панцирь. Как утверждают свидетели, выходивших из зоны пожара приходилось отмачивать горячей водой.

- Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, - вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева. – На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку.

В ночь на 7 декабря 1997 года в Иркутск прибыли высокопоставленные чиновники - премьер-министр РФ Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, а также оперативная группа МЧС России в составе из 22 спасателей и четырех поисковых собак. 

Об этой катастрофе Сергей Шойгу вспоминает в своей книге «Про вчера». Там две истории. Одна - о семье, которая потеряла двоих сыновей: все были в гостях, но перед самой катастрофой мальчишки побежали выгуливать собаку и погибли. Еще в своей книге Сергей Шойгу вспоминает похороны одной из воспитанниц детдома, у которой осталась младшая сестра.

— На ее похоронах народу присутствовало немного: учителя, воспитатели, дети старших классов… и младшая сестра. Небольшого роста, она не доставала до верха гроба, поставленного на две табуретки, покрытые белой простыней. Просто стояла рядом, держась за край худенькой ручкой, в казенном темном пальтишке. В этой крохе, казалось, сосредоточилось всё одиночество мира. Слёз не было. Но лицо, глаза, весь облик девочки вопрошал у взрослых: «Как же теперь?» .

К утру пожар удалось локализовать, но еще оставались отдельные очаги, главным образом в перекрытиях зданий и несгоревшем топливе, которое время от времени загоралось. Спасатели начали разбирать завалы и извлекать тела погибших. Люди, оставшиеся без крова, были временно размещены в детских яслях. Население организовало сбор вещей и продуктов для помощи пострадавшим.

Многочисленные вопросы возникли в результате расследования причин катастрофы. Однако точно определить, почему произошел падение «Руслана», не удалось. 

Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова. В октябре 1999 года был открыт светлый и высокий храм. В его фундаменте находится капсула с воспоминаниями о тех, кто потерял близких в авиакатастрофе. 

Рядом с храмом находится мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. 72 хромированных подсвечника, соответствующих числу жертв, украшают мемориал. В 1999 году также был проведен ремонт детского дома. Место катастрофы стало духовным центром городка авиастроителей, где ежегодно в день памяти трагедии проходят митинги и литургии.

По материалам «ВДПО».

Фото Бориса Слепнева

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также