Из истории политической ссылки в Тункинской долине

08 января 2024

История ссылки в Тункинской долине насчитывает более 200 лет. Началась она со ссылки стрельцов.

пилсудский

Князь Голицын и сестра царя Петра I царевна Софья подняли бунт, направленный против Петра I. Восстание было жестоко подавлено. Софья насильно пострижена в монахини и заключена в Новодевичий монастырь. Активные участники восстания казнены. Наказаны и участники бунта. Тысяча стрельцов вместе с семьями были сосланы навечно в Сибирь, на службу. 30 стрельцов и их семьи сосланы в Тункинскую крепость – важный стратегический пункт Прибайкалья. Они были расселены по караулам Тункинской крепости. За ними установлен надзор. 

Одной из причин поездки в Тункинскую крепость губернатора Сибири князя Матвея Гагарина в 1713 году являлся надзор за ссыльными стрельцами.

Вторая волна ссыльных Сибири – это пленные шведы, сосланные практически в каждую крепость администрации Петра I. Шведы были пленены в Северной войне русскими войсками, а многие отправлены на поселение в сибирские города и села.

Будучи в Сибири, шведы создавали семьи, забывали свой язык и навсегда оставались в русских селах Тункинской долины. По данным архивов, в Тункинскую крепость было послано 12 пленных шведов. Они занимались сельским хозяйством и торговлей, а их потомки обрусели и даже перешли в разряд крестьян.

Отечественная война с Наполеоном дала новую, третью, волну ссыльных в Сибири. Тысячи пленных французских солдат отправлены на житье в Сибирь. Пленные французы жили и в Тунке. После кто-то уехал на родину, во Францию, но многие остались в Тунке, растворившись среди казаков и крестьян.

Князь Василий Николаевич Горчаков, будучи коммивояжером, растратил несколько миллионов рублей. Его, как тогда писали,  схватили за руки, судили, лишили чинов, орденов и сослали в Сибирь. Местом его ссылки определили Тункинскую крепость. Здесь он построил дом, выучил монгольский язык, женился на местной казачке Тюменцевой. В Тунке жил заездами по три - четыре месяца, а остальное время проводил в Иркутске.

Иркутский генерал-губернатор гневался на Горчакова, ведь он там завел собственный театр, набрал актеров и играл спектакли. Иркипедия пишет, что Горчаков скончался в Тунке. 

Восстание 14 декабря 1825 года аукнулось и в далекой Тункинской крепости. В 1827-1829 годах в ссылке в селе Тунка находился член северного общества Владимир Сергеевич Толстой, дальний родственник графа Льва Толстого. Владимир Сергеевич выстроил дом с мезонином, разбил сад. 

Втайне, без разрешения властей, ссыльнопоселенец учил крестьянских детей грамоте. Родственники в Петербурге писали прошение, по их ходатайствам Владимир Толстой был переведен в действующую армию на Кавказ, где дослужился до чина казачьего сотника, что соответствует званию полковника. После службы Толстой жил в Москве. Много лет спустя были найдены записки Толстого, вклеенные в книгу воспоминания декабриста Александра Беляева.

В 1829 году в Тунку, после каторжных работ, привезли одного из руководителей общества Соединенных славян Юлиана Мотошновича (Люблинского). Он прожил здесь четырнадцать лет, женился на казачке Агафье Тюменцевой. 

Декабрист пробовал сельским хозяйством, обучал крестьянских детей грамоте, писал прошения крестьянам. Отношения Люблинского с местным начальством были натянутыми. А потому перевод Юлиана Каземировича с семьей в селение Жилкино в 1845 году исследователи называют высылкой в наказание за его строптивость, независимость.

Напомним, что декабристы были первыми политическими ссыльными в Тунке. Но Сибирь стала для них не страной изгнания, а краем, где они помогали жителям, отдавали свои знания.

В 1830-60-е годы в село Тунка были сосланы поляки, осужденные за национально-патриотические восстания. Самой крупной колонией политических ссыльных – так, в шестидесятые годы поляков в Тунке насчитывалось 153 ксендза. Католические священники принимали активное участие в национальном восстании поляков. Они выполняли роль войсковых священников – капелланов, но также выступали и с оружием в руках.

Ксендзы и в ссылке вели себя независимо, порой выказывали антигосударственное настроение. Общаясь с местными жителями, они вели работу с крещеными бурятами, способствовали тому, что часть крещеных бурят перешла в буддизм. Поляки, жившие в Тунке, женились на русских, бурятках. Часть польских ксендзов, отбыв ссылку в Тунке, выехало на свою родину, но около половины ссыльных остались в Тунке.

На Никольском кладбище находится участок, где были захоронены поляки. Захоронения были огорожены, но со временем ограда была утрачена и возобновлена благодаря усилиям генерального консульства Польши в Иркутске несколько лет назад. Учащиеся Тункинской средней школы ухаживают за захоронениями.

В Тунке и сегодня живут те, в чьих жилах течет кровь ссыльных ксендзов. Большинство из них не знают, что у них есть польские корни. Это Муранские (Моравские, Мравские).

Рядом с польским участком Никольского кладбища находятся захоронения потомков ксендзов, покоящихся в Тункинской земле. Об этом свидетельствует и фамилии и надгробные плиты, выполненные в одном стиле.

В Тунке часто бывали польские ссыльные художники Станислав Вронский и Бенедикт Дыбовский. Они писали картины с видами Тункинской долины, которые хранятся в запасниках Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева. 

С Тункой связан небольшой отрезок жизни известного польского государственного деятеля 1920-30-х годов Юзефа Пилсудского (на фото). Осужденный по делу Александра Ульянова и своего брата Бронислава Пилсудского, Юзеф отбывал ссылку в Киренске, но затем был переведен в Тунку. Тогда это был молодой человек, которому еще не было и тридцати, и, как вспоминали ссыльные, немногословный, но несомненно умный человек, придерживавшийся социалистического учения.

Иркутск и Киренск в жизни Юзефа Пилсудского

В Тунке отбывали ссылку члены польской партии «Пролетариат» Манцевич, Стефан Ющинский, Войнич и другие. «Пролетариат» в Польше в 1880-е годы признавал высшей формой борьбы экономический и политический террор. 

В Тункинской ссылке находились участники процесса 193-х. По делу "Народной воли" в Тунке отбывали ссылку Мария Кулябко, Евдокия и Иван Савенко, Вульф Серпинский, Иван Орлов, С. И. Познанский, Аркадий Булатов, М. В. Крылова, Петр Ананьев, Иван и Вера Присецкие, Макар Васильев.

В Тунке отбывал ссылку и погиб крестьянин Калужской губернии Иван Баринов. Он похоронен на Никольском кладбище. Здесь жил австрийский подданный Александр Лукашевич. 

Исследователи выяснили, что в ссылке в Тунке проживали Лидия Лойко, Николай Богородский, Бронеслав Шварце, Афанасий Михалевич, Александр Тарковский, Надежда Губарева, Дмитрий Голубятников, Рклицкий. В 1860-1890-е годы ежегодно в ссылке проживали до 35-45 человек.

Тунка в среде ссыльных славилась благоприятным, здоровым климатом. Местные жители хорошо относились к ссыльным, жалели их. На имя жителей Тунки шла литература, через них велась переписка. Ссыльным здесь запрещалось заниматься образовательной деятельностью, но они оказывали значительное влияние в культурном и бытовом плане. Например, ссыльные вели наблюдение за погодой,  работали на метеостанции в Тунке, отчасти занимались археологической, этнографической деятельностью. 

По материалам Анатолия Бобкова, соцсетей Тункинской библиотеки и собств.информации.  

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также