Территория БАМа: поселок Магистральный или станция Киренга
09 июля 2024
История Магистрального началась 24 мая 1974 года.
Глагол38 продолжает рассказывать, как полвека назад шло строительство Байкало-Амурской магистрали. Ранее мы рассказли про станции Усть-Кут, Звездная и Ния.
В мае 1974 года в район будущего поселка высадился первый десант строителей в составе 26 человек во главе с А. А. Коротневым, составивший костяк коллектива будущего СМП-391 Управление строительства (УС) «Ангарстрой».
2 июня в палаточный лагерь прибыл отряд иркутских комсомольцев в составе 200 человек. Поселок хотели назвать Корчагинском, однако инициатива назвать населенный пункт в честь литературного героя была отклонена как не предусмотренная советским законодательством.
Все поселки на БАМе имели регион-побратим или союзную республику. У Магистрального это была Ростовская область – проектированием и строительством жилья и инфраструктуры занимались ростовские специалисты.
Осенью в будущий поселок были передислоцированы мехколонны 131 и 136 треста «ЗапБАМстроймеханизация». Для сооружения железнодорожного моста через Киренгу был организован мостотряд №45 треста «Мостострой-9».
В 1975 году Магистральный получил статус рабочего посёлка. За два первых года в нем было построено во временном исполнении более 30 тысяч квадратных метров жилья, школа, больница, дом быта, столовая, баня, почта и здания прочих социальных объектов.
В 1977 году в поселке был образован народный театр «Современник», прославившийся своими постановками по всей трассе БАМа.
На фото: палаточный лагерь Магистральный, 1975
Мраморная доска на входе в вокзал напоминает, что «Здесь в Казачинско-Ленском районе 2.VI.1974 года высадился десант первостроителей БАМ. 14.VIII.1977 года станция Киренга приняла первый поезд».
По инициативе партийных организаций Иркутской области наиболее крупными городами области было взято шефство над поселками БАМа по их благоустройству и архитектурно-художественному оформлению. За Иркутском оказался закреплен поселок Магистральный, за Братском – Звездный, за Ангарском – Улькан, за Усольем-Сибирским – Кунерма, за Шелеховым – Ния.
На фото: баня во времянке
Строительство станции Киренга и стационарного поселка железнодорожников осуществлял СМП «Донской» из Ростовской области с 1976 года. Рассчитанный на 1 400 жителей поселок начал быстро расти. УС «Ангарстрой» обратилось в Томгипротранс с просьбой запроектировать временные поселки для СМП на 1 100 человек, трех мехколонн на 750 человек, мостотряда на 700 человек, прорабских участков Трансвязьстроя, БАМтрансвзрывпрома, Трансэлектромонтажа, Уралтранстехмонтажа общей численностью 400 человек. К началу 1980-х население поселка достигло 12 тысяч человек.
На фото: строительство постоянного поселка, 1980.
Станислав Дышловой вспоминал: От станции Киренга мы вели укладку главного пути БАМа, вместе со знаменитой бригадой Александра Бондаря. Укладку вели в сторону станции Улькан. Мы – это машинисты и помощники машинистов тепловозов, работающие в голове укладке.
Я знаком там был со многими интересными людьми, которые работали с нами, как простые работяги. Среди них был писатель, который нам читал свои произведения и предлагал свои книги, и поэт, читающий нам свои стихи, и бывшие крупные начальники и чиновники, работающие на отсыпке и рихтовке железнодорожного пути, как обычные работяги, и бывшие списанные, лётчики.
Приезжал к нам и отряд французской молодёжи, чтобы почувствовать романтику этих мест, познать Сибирь, познакомится с нами, с молодыми сибиряками и, конечно, немного подзаработать деньжат.
Работали с нами и студенты из университета имени Патриса Лумумбы, с которыми мы с удовольствием знакомились. Работал я там и с вьетнамскими путейцами, которые трудились на отсыпке железнодорожного полотна с хоппер – дозаторной вертушки.
На фото: временный поселок МСП Донской
План постоянного поселка предусматривал сооружение двухэтажных 12-квартирных и четырехэтажных 18-квартирных жилых домов, школы на 464 человека, аптеки, врачебной амбулатории на 70 посещений в смену, детского сада на 140 мест, ТОЦ, бани на 26 мест, вокзала на 100 пассажиров, котельной, очистных и инженерных сетей.
На фото: выступление Льва Лещенко, 5 августа 1981 года
Киренга проектировалась как железнодорожная станция второго класса с дистанцией связи, дистанцией пути и другими службами.
На фото: клуб
За период комсомольской стройки Магистральный вырос из палаточного городка в промышленный центр Казачинско-Ленского района. В нем базируются крупные предприятия лесопромышленного комплекса.
Несмотря на то, что районным центром Казачинско-Ленского района остается село Казачинское, в Магистральном расположены многие объекты районного значения.
По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, и другим источникам. Фото из фондов Государственного архива Иркутской области и его филиала - центра документации новейшей документации.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!