Из бамовской истории Тайшета

11 февраля 2023

БАМовская истории Тайшета начинается принятием 17 августа 1937 года совместного постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1402-317С «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

тайшетлаг

В соответствии с постановлением строительство должно было вестись не только на восточном, но и на западном участке БАМа: Тайшет - Падун (Братск) (350 км) и Братск - Усть-Кут (450 км). В другом постановлении СНК СССР № 3713-164с от 3 июня 1938 года были определены сроки завершения строительства: 1 ноября 1942 года.

Строительство было поручено двум исправительно-трудовым лагерям Управления железнодорожных лагерей на Дальнем Востоке: Южному (начальник И. Д. Шеммель) и Западному (начальник Г. П. Большаков). Кроме этих лагерей был организован Тайшетский ИТЛ, находившийся в производственном подчинении лесному отделу НКВД (позднее - главное управление лесной промышленности НКВД).

Численность заключённых всех лагерей составила более 37 тысяч человек, что в четыре раза превосходило среднегодовую численность рабочих тех районов Иркутской области, по территории которых должна была пройти железная дорога.

Довоенные ИТЛ дислоцировались на территории только северо-запада Иркутской области. Лагерные колонны, производственно-бытовые помещения стояли через каждые три-четыре километра вдоль строящейся стальной магистрали. На 68-м километре (станция Костомарово) обосновались мастерские по ремонту строительной и прочей техники, на базе которых в 1946 году и возник Центральный авторемонтный завод (ЦАРМЗ). Объём капиталовложений в 1939 году был всего 15 млн рублей, но к 1941 году предусматривалось выделение уже 30 млн рублей. 

Начавшаяся война вынудила изменить строительные приоритеты НКВД. В 1942 году работы на западном участке БАМа прекратились. Лагеря были ликвидированы, а на базе Южлага в 1943 году был создан Тайшетский ИТЛ, бывший в ведении УНКВД по Иркутской области. Заключённые были переведены на лесозаготовки, деревообработку, производство ширпотреба и оборонной продукции.

25 января 1942 года для строительства южного звена Волжской железнодорожной рокады Казань - Сталинград (станция Иловля) было создано управление Волгожелдорстрой НКВД СССР. Мастерские со станции Костомарово были передислоцированы на Волгу. Бывший заключённый А. Е. Ярлыков рассказывал: «Меня арестовали 14 октября 1937 года якобы за вредительство на железной дороге, объявили срок - 10 лет, отправили на строительство железной дороги Улан-Удэ - Наушки. После работы в каменоломнях попал в автомастерские токарем. Мастерские в 1939 году расформировали, а в марте 1941-го перебросили в Костомарово. Затем, в мае 1942 года, мастерские эти оказались в Камышине, на Волге. Там был консервный завод, вот его помещения и отдали нам под мастерские. Фронт был рядом, немцы часто нас бомбили, бывало раз двенадцать за день. Бомбили наши цеха, вокзал, разъезд железнодорожный, баню, помню, как однажды от бомбёжки рухнула труба кирпичная. Но мы работали, голодали, понос свирепствовал страшно. Ремонтировали машины для фронта и стройки. Из Камышина перевели нас в Вольск Саратовской области, на территорию цементного завода «Большевик». Работал токарем. В 1943 году меня и ещё 12 человек освободили. Но была бронь, то есть я был прикреплён к мастерским. Так и работал до 1946 года».

Возвращение автомастерских в Тайшет произошло в связи с возобновлением строительства БАМа. Такое решение было принято во второй половине 1945 года. Силами НКВД предполагалось построить к 1949 году 700-километровую магистраль Тайшет - Братск - Усть-Кут. Начальником Тайшетстроя был назначен майор И. И. Орловский

Стройка начиналась с 37 полуразрушенных лагерных городков довоенной постройки. Основная рабочая сила стройки - японские военнопленные, эшелоны с которыми стали прибывать на станцию Тайшет-2 в октябре 1945 года.

В январе 1947 года приказом МВД СССР № 025 на базе Тайшетстроя было создано Западное управление строительства БАМ. Общая численность работников к концу 1948 года составила 57 678 человек, в том числе 8 177 вольнонаёмных, 25 622 военнопленных и 23 879 заключённых.

В планах управления было завершение строительства дороги на участке Тайшет - Братск. Это было сделано к 30-й годовщине Октября осенью 1948 года. Укладка железнодорожного полотна с июня велась в авральном режиме. Бывали дни, когда укладывали по четыре километра железнодорожного полотна по облегчённому варианту. Но облегчённый вариант не для заключённых: 1 млн 160 тысяч кубов земли они переместили лопатами и тачками, что составило около 30 процентов всех земельных работ по сооружению насыпи железнодорожного полотна.

Затем главной задачей стало сооружение дороги на участке Братск - Усть-Кут, где наиболее сложным строительным объектом был мост через Ангару. В декабре 1948-го по приказу МВД был сформирован особый ИТЛ № 7 на 45 тысяч заключённых (кодовое название «Озёрный»), который был поставщиком рабочей силы для Ангарстроя. Приказом МВД СССР от 24 июня 1950 года Ангарскому ИТЛ поставили задачу - открыть сквозное движение поездов в декабре 1950 года на участке Братск - Усть-Кут, а с марта 1951 года начать перевозку народохозяйственных грузов от Тайшета до реки Лена.

Приказ был выполнен. Министр внутренних дел СССР Сергей Круглов сообщил об этом руководству страны 13 августа 1951 года. К тому времени уже было перевезено 168 тысяч тонн грузов - больше, чем было запланировано. Но западный участок БАМа достраивался ещё долго. Ангарский мост был демонтирован, отдельные участки дороги ушли под воды Братской ГЭС. Лишь 15 декабря 1958 года дорога была принята в постоянную эксплуатацию и передана МПС.

Отметим, что дорога, построенная за счёт принудительного труда в сочетании с вольнонаёмным, внесла значительный вклад в экономику страны. Это было тяжелое и холодное время, когда ночные температуры падали до 50 градусов мороза. Западное управление строительства БАМ в 1947 году приняло 37 494 заключённых и отправило в другие лагеря и стройки МВД 24 920 человек. Само лагерное начальство признавало огромный ущерб от потери рабочей силы, благоприятного времени строительного сезона, проблемы по обеспечению прибывших обмундированием. В отчетах сообщалось, что зэки снимали дёрн, строили подъездные дороги, расчищали от леса площадки под цеха. На северо-восточной стороне площадки сооружался лаггородок для заключённых, слева, впритык к шпалозаводу, определялась территория будущего завода. 

В мае 1946 года заключённые поставили насыпные сооружения в виде длинных бараков под парусиной, где разместились механические, кузнечный, сборочный, столярный цеха, дизельная электростанция, контора, столовая. В бараки втаскивались токарные, фрезерные, строгальные станки, кузнечные горны, прессы, сборочные линии. За временной зоной была сооружена другая, где возводили капитальные корпуса будущих цехов, котельной, складов.

Вся строительная площадка была огорожена колючей проволокой. Одновременно шло сооружение запретной зоны - высокий забор, проволока, вышки для караула, вахта. Поначалу работы велись без проекта и смет. В 1946 году Тайшетстрою было выделено 95 млн рублей, в том числе на проведение строительно-монтажных работ - 66 млн рублей. В архивных документах о структуре капитальных вложений управления Тайшетстроя отсутствует отдельная строка вложений в строящийся ЦАРМЗ. Даже в отчёте о выполненных работах за 1946 год перечь выполненных работ по заводу приводится где-то в последних строках, как бы между прочим: «освоена площадка, сделали фундаменты главного, кузнечного, литейного цехов, ж/д тупик и один пакгауз».

Расширяющееся строительство БАМа требовало наличия серьёзной ремонтной базы. Для центрального авторемзавода (начальник - директор Г. И. Шинявский) наступали более напряжённые времена. Планом 1948 года предусматривалось произвести капитальный ремонт 300 автомашин, 300 автомобильных двигателей, изготовить 180 кузовов, произвести 1 230 тысяч кВт/часов электроэнергии. Для реализации планов завод имел 31 токарный, 4 фрезеровочных, 8 шлифовальных, 2 строгальных и 35 прочих станков. Отопление производственных помещений производилось от двух паровозов, арендованных у Ангарского ИТЛ.

В октябре 1948 года техотдел Ангарского ИТЛ (с 1953 года - Ангарстрой) разработал окончательный вариант генерального плана завода. Общая площадь составляла около 600 тысяч квадратных метров, необходимо было построить 47 производственных и служебных помещений, на которые загнали 60 инженерно-технических работников и начальствующего состава, 20 бухгалтеров, экономистов, счетоводов, 23 мастера - десятника и нормировщика, 65 рабочих. Однако среди них не было сварщиков, токарей, слесарей, строителей. Это означало, что на основных производственных и строительных участках использовался принудительный труд заключённых.

Представить завод образца 1949 года можно по воспоминаниям: «По зданий, среди которых кислородная станция, лесосушки, пакгаузы, локомобильная электростанция, депо мотовозов, водонапорная башня, конюшня, овощехранилище и засолочные погреба. В восточной части территории возводился лагерный городок из 27 строений: контора, 20 бараков для заключённых, столовая, клуб, баня-прачечная, дезкамера, изолятор, каптёрка, стационар, уборные и вахта лагеря. 

Севернее лаггородка разместились помещения военизированной стрелковой охраны. Территория лаггородка представляла собой правильный прямоугольник со сторонами 290 на 235 метров. Бараки для заключённых строились площадью 280 квадратных метров. Каждый такой барак мог вместить около 200 человек, а весь лаггородок мог принять до 2000 заключённых из расчёта полтора квадратных метра на одного человека.

Непосредственно на ЦАРМЗе было занято 1 017 человек, из них 110 вольнонаёмных и 907 заключённых. По данным лицевых счетов работников за 1948 год, зарплата начислялась 322 работникам, в том
числе 101 сотруднику ВОХР (31%) и ещё 53 заключённым из самоохраны завода. 

По всему забору трёхметровой высоты на расстоянии 100 метров поставили сторожевые вышки, снабжённые станковыми и ручными пулемётами на шарнирах. Центральный вход имел каменную вахту с чугунными воротами и хитроумными лабиринтами одиночного прохода для вольнонаёмных. По всему колючему забору установлены мощные юпитеры. Завод как тюрьма, на каждом шагу охрана, овчарки, автоматы. Внутри завода был изнурительный труд под недремлющим оком надсмотрщиков, называвшихся начальниками цехов, мастерами, контролёрами ОТК, нарядчиками, нормировщиками, экономистами, бухгалтерами, во главе с надзирателями КГБ и оперуполномоченными. В тылу завода стояла жилая зона, в которой ночевали «работяги», у которых была 58-я статья. 

В саму зону вели такие же могучие ворота, которые открывались и закрывались регулярно два раза в день при запуске на работу в 6-7 часов и съёме с работ в 7-8 вечера. Слева от входной вахты была вахта, где осуществлялась процедура приёма и отправки зэков. Зона состояла из 15 бараков, наскоро сколоченных из горбыля, засыпанного шлаком. Здесь были изба санчасти, клуб, парикмахерская, столовая, баня. 

1949 год вписал в историю ЦАРМЗа новую и последнюю лагерную страницу, «озерлаговскую». В структуре Озёрного лагеря было создано 3-е отделение, 048-й лагпункт которого размещался на территории ЦАРМЗа. С этого момента обслуживание завода начали осуществлять большей частью заключённые особого, а не обычного ИТЛовского, контингента. Это наложило определённый отпечаток не только на текущий момент жизни завода, но и его будущее. 

Заключённые особого контингента отличались большей трудовой активностью, многие имели необходимые для завода специальности и опыт: «ЦАРЗ вообще был приличный завод. Кадры - рабочие, инженеры, в основном из крестьян, высланных во время раскулачивания. Прекрасные работники, умеющие и любящие работать. Это были так называемые простые люди, но каждый из них по сути был интеллигентом, с уважением относились к другим, с интересом и ответственностью к своей работе, событиям окружающего мира». 

Интеллигентом по сути был и заключённый, бывший солдат Борис Арутюнов, чьим трудом создавался совершенно новый производственный участок - цех гальваники. В послужном списке заключённого-рационализатора числилось 24 рацпредложения, внедрённых в производство и давших эффект в 3 926 рублей. 

В 1952 году производственные показатели снизились: выработка на человека в день упала на 10 рублей, не выполнивших норму выработки было 16,7 процента. Заключённые особого контингента Озерлага потеряли интерес к перевыполнению норм выработок потому, что мастера и начальники цехов были лишены права устанавливать прибавки к пайку. Сколько бы ни вносил рацпредложений Арутюнов, завод не мог быть процветающим. Предложения зэка не могли касаться главного - ликвидации принудительного труда. Замена вольнонаёмной охраны завода на 50 процентов заключёнными особого контингента дала почти такой же экономический эффект, как все рацпредложения производственного характера. 

В воспоминаниях бывших заключённых упоминается большой по численности оркестр культбригады - от 15 до 26 музыкантов. Руководили оркестром «бывшие» - дирижёр Софийской оперы В. П. Контугис и солистка Большого театра Лидия Баклина. Первой скрипкой оркестра была выпускница Московской консерватории Надежда Кравец, пианистом - ученик Генриха Нейгауза Всеволод Топилин. Дочь известного композитора Александра Спендиарова пела оперные арии, а танцы исполняла солистка балета из Будапешта.

Состав артистов пополнялся и обновлялся. Репертуар культбригады тоже впечатлял - это были фрагменты из классических произведений «Укрощение строптивой», «Евгений Онегин», концерты для скрипки с оркестром Мендельсона, Чайковского, Кабалевского, «Славянские танцы» Дворжака, «Цыганские напевы» Сарасате и песни Лидии Руслановой. О её пребывании в Озерлаге и концертах живут среди тайшетцев воспоминания с каким-то легендарным оттенком. Культбригада при ЦАРМЗе была распущена в 1950 году.

В середине 1950-х и сам завод получил «вольную». С 1953 года начался демонтаж системы принудительного труда: МВД передало свои главки, управления строительств, промышленные предприятия в ведение других министерств. 

Ангарский ИТЛ и Тайшетский ЦАРМЗ дождались гражданской участи годом позже: постановлением Совета министров СССР от 14 августа 1954 года № 1723 управление Ангарского строительства было передано министерству транспортного строительства, а завод - в непосредственное подчинение одному из его главков, управлению механизации строительства. 

Но только в 1964 году символом запоздалого отречения от лагерного прошлого стал демонтаж заводского забора с колючей проволокой. 

По материалам кандидата исторических наук Евгения Селезнева. 

Полный текст был опубликован в журнале  «Родина». 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также