"Дядя Володя": съемки будут продолжены

Мало кто из молодых знает, а из среднего поколения помнит, что летом 1976 года Владимир Высоцкий побывал в Иркутске. Певец давно мечтал посетить золотодобывающую артель в Якутии, посмотреть, как работают старатели, да и местный золотопромышленник, хороший друг поэта Вадим Туманов, все время звал его в гости. Наконец, певец выбрал время и взял билет до Приангарья. В Сибирь он приехал на неделю, но за этот короткий срок успел побывать в Бодайбо, заехать в Нижнеудинск, сфотографироваться на вокзале в Зиме, съездить на Байкал и даже дать спонтанный концерт на балконе одной из квартир на улице Сибирских Партизан в Иркутске. Именно об этой насыщенной семидневке иркутские документалисты решили снять историю и уже приступили к работе, но они даже не догадывались, что вскоре их будущий фильм начнет развиваться по собственному сценарию.

- Еще год назад я даже не знал, что Высоцкий когда-то бывал в Иркутске, - рассказывает директор и продюсер фильма, иркутянин Юрий Яшников. - Однажды в интернете мне случайно попалось интервью режиссера Эльдара Рязанова с другом Владимира Высоцкого - Вадимом Тумановым. Среди их беседы я выхватил фразу Туманова: «Я Володьку Высоцкого привозил в Иркутск» и очень заинтересовался этим, стал искать информацию.

Оказалось, интернет пестрит многочисленными фотографиями советского артиста, сделанными на Байкале и в золотодобывающей артели в Бодайбо. Материала набралось немало, но кинематографистам нужен был герой - рассказчик, который общался с Высоцким лично.

- Режиссером фильма мы предложили стать иркутянину, который сейчас живет в Москве, Павлу Скоробогатову, - продолжает Юрий Яшников. - Он погрузился в изучение материала и вышел на того самого Вадима Ивановича Туманова. Ему сейчас 90 с лишним лет.

Несмотря на преклонный возраст, в рабочем графике первого советского миллионера довольно трудно было найти свободное время. Так что режиссеру удалось повстречаться с ним и записать первое интервью лишь через полгода.

- Туманов неоднократно становился героем различных передач, часто рассказывал о своей дружбе с артистом, даже написал книгу, - говорит продюсер документальной ленты. - Но в ходе их беседы у Павла появилась интересная идея, которая возникла из случайно брошенной собеседником фразы.

Помимо Вадима Туманова проводником поэта и барда по Сибири стал журналист и писатель Леонид Мончинский. К сожалению, его уже нет в живых, но режиссер фильма решил поговорить с его женой и дочерью, которые живут в Краснодаре.

- Когда зашел дядя Володя, я не могла понять, что произошло с моими шустрыми одноклассницами, - вспоминает дочь Леонида Мончинского Любовь. - Они просто вжались одна в кресло, вторая в диван и онемели. А я даже не знала, кто он такой. Мне давали послушать его запись на магнитофоне, и мне совершенно не понравилось. Он там так орал!

По рассказам Любови Мончинской у режиссера начала вырисовываться разительно отличающаяся от первоначального замысла картинка. Фильм становился совсем не таким, как предполагалось.

- Планировалось, что все будет крутиться вокруг поездки Владимира Высоцкого в Иркутск, на тумановские артели, - объясняет Юрий Яшников. - Но все это уже было неоднократно сказано и показано.

А взгляд Любови Леонидовны показался режиссеру совершенно новым, необычным и живым.

- В Москве мы с дядей Володей ходили в театр, - продолжает воспоминания Любовь Мончинская. - Я там спала, скукотища такая. А когда шли по улице, все на нас оборачивались. Я иду и думаю, какая я девочка красивая, все на меня смотрят.

Именно благодаря таким, казалось бы, простым и в то же время настоящим историям документальный фильм иркутян о Владимире Высоцком получил новое название - «Дядя Володя», а Любовь Мончинская, со своим необычным взглядом на звезду советской сцены и кино, стала его главной героиней и рассказчицей. Авторы отмечают, что беседы с Вадимом Тумановым, архивные интервью с Леонидом Мончинским обязательно дополнят картину, равно как и история о том, как теплым летним вечером Высоцкий вышел на балкон четвертого этажа дома № 32 на улице Сибирских Партизан в Иркутске II и, услышав музицирования местной шпаны, решил им подпеть. Молодежь даже не поняла, что перед ними выступает кумир всей страны, удивляясь тому, как его голос похож на Высоцкого.

Вскоре собранные авторами фотографии и истории очевидцев оживут. Они превратятся в живой фильм-воспоминание, который выйдет при поддержке регионального министерства культуры и областного отделения Союза кинематографистов России примерно через год.

«Вдох глубокий, руки шире. Приседаем, три-четыре!» - разносился чуть ли не из каждого кассетного магнитофона не то рык, не то голос в семидесятых годах уже прошлого века. Владимир Высоцкий - советский поэт, актер театра и кино, автор-исполнитель песен, автор прозы и сценариев. Первые из написанных им песен относятся к началу 1960-х годов. Сначала он исполнял их в кругу друзей, а позже благодаря  распространявшимся по стране магнитофонным записям они получили всесоюзную известность. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем: уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, шуточные, сказочные, «спортивные» песни. Часто с острым, сатирическим подтекстом и авторским отношением к теме. Играл в театре и в кино. Наиболее известен ролью Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя», который вышел в 1979 году. При жизни Высоцкий не получил в СССР официального признания, более того, цензорский контроль запрещал Высоцкого, потому его стихи не бралось печатать ни одно издательство. Легализация его творчества началась лишь в середине восьмидесятых. По мнению некоторых историков, советский бард занимает одно из центральных мест в русской культуре XX века. По заключению медиков, он умер от острой сердечной недостаточности 25 июля 1980 года.

Ольга Романова, еженедельник Пятница

На фото - кумир советской молодежи, актер и бард Владимир Высоцкий с Любовью Мончинской

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

11.04.2020


Новости партнеров