Ольга Стрекаловская стала лауреатом премии «Глаголы иркутского времени»

13 февраля 2024

Исполнительный директор выставки «Режиссер Гайдай: как он это делал?» Ольга Стрекаловская победила в номинации «Радовать Иркутск» сибирской премии достойных дел «Глаголы иркутского времени» за 2023 год.

стрекаловская

Объявлены победители сибирской премии «Глаголы иркутского времени» 2023 года

На днях Ольга побывала в редакции «Глагола» и ответила на несколько вопросов журналистов.

- Иркутская выставка «Режиссер Гайдай. Как он это делал?» родилась спонтанно. Моя знакомая с киностудии им. М. Горького позвонила с предложением «сделать что-то, а то у нас тут столько костюмов, вдруг вам будет интересно».

У меня было несколько идей, но сразу возник Гайдай. Осталось найти связь с киностудией им. Горького. И оказалось, что первый фильм Леонида Гайдая 1955 года «Ляна» снимался там. И все сложилось. Киностудия невероятно помогла, предоставив безвозмездно уникальные экспонаты для выставки.

Потом я позвонила Юрию Яшникову в «ГайдайЦентр», мы работали с ним к 90-летию и 95-летию Гайдая. И за три месяца была собрана выставка, которую посетили более 20 тысяч человек в трех сибирских городах – Иркутске, Новосибирске, Омске. Все сложилось необыкновенно удачно – выигранный грант Президентского фонда культурных инициатив, работоспособность команды, поддержка партнеров. Отдельно хотелось бы отметить Тимофея Махнева из «Гайдайцентра», креативного директора Выставки, который отрисовал все планшеты, придумал видение выставки, сделал полную ее визуализацию.

- Самый дорогой для вас экспонат на выставке?

- Это голос Аиды Ведищевой. Мне, к счастью, удалось до нее дозвониться, удалось установить с ней отличную связь, удалось записать серию интервью, и она не только рассказала о своей работе с Леонидом Гайдаем, но и передала привет иркутянам, которые пришли на выставку. Это просто чудесный случай, удача, поскольку знаю, что у многих не получалось созвониться даже при наличии контакта певицы. Этот экспонат – ретро телефон с волшебным голосом, ничуть не изменившимся с годами, голосом Аиды Ведищевой, - для меня ценнее всего.

- Если говорить о цифрах выставки, то можно ли подвести итоги?

- В Иркутске выставка работала в центре современного искусства «Огонь», ее посетили более 5 тысяч человек. В Новосибирске ее посетили более 10 тысяч человек, она работала в областном краеведческом музее. Директор музея Юлия Шкулина нам очень помогла во время формирования выставки, дала столько интересных советов, она из молодых, креативных музейщиков нового поколения. А затем в Омске еще пять тысяч посетителей смогли посмотреть нашу выставку в областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

- Как родилось название выставки?

- Были просто сумасшедшие идеи, но финальное название за директором «ГайдайЦентра» Юрием Яшниковым. Именно благодаря названию мы смогли особым образом структурировать нашу выставку, сделать ее не просто музейной и биографической, а окунуть зрителей в процесс кинопроизводства и в эпоху 20-го века.

- Выставка во всех трех городах была одинаковой?

- После Иркутска выставка постоянно дополнялась. Например, когда в Новосибирске выставку посетил легендарный композитор Александр Зацепин, то мы, конечно, сделали фотографию и взяли автограф, и в Омске был уже новый экспонат. Также нам помог музей истории города Иркутска, предоставив для экспонирования макет дома Гайдая в Иркутске на ул. Касьянова, 35. Макет дома демонстрировался в Омске, к тому времени все праздничные выставочные события в Иркутске в рамках 100-летия режиссера уже были завершены.

- Что говорили те, кто приходил на выставку? Что их брало за живое?

- Атмосфера. «Ой, у меня был такой же телефон», или, например, «Я помню такие магнитофоны». Воспоминания о времени, пространстве и кино. Это незабываемо.

- А семья Гайдая?

- Ольгу Худякову, внучку Леонида Йовича, мы нашли в Москве через знакомых. Она очень быстро прониклась идеей и работы «ГайдайЦентра», и выставки. И, конечно, проявила креатив, когда записала видеопоздравление Иркутску от Нины Павловны Гребешковой, вдовы кинорежиссера, своей бабушки. Несмотря на столь почтенный возраст, Нина Павловна живо интересовалась всеми иркутскими праздничными событиями.

- Ольга, а что Гайдай лично для вас? Сколько места он занимает в вашем сердце?

- Леонид Гайдай всегда входил в топ моих любимых кинорежиссеров. И я все время показываю его фильмы своим детям. Они его любят, они хохочут под Гайдая. Это часть нашей русской культуры, которую нельзя не знать. Ты должен понимать эти фразочки, которые активно используются в современной жизни после просмотра гайдаевских фильмов.

И, конечно, я всегда восхищалась Гайдаем как человеком. Фронтовик, служил в разведке, был ранен. И шел к своему успеху через преодоление сложностей – как физически (все знают, что он хромал), так и моральных (возьмите любой худсовет). Мне кажется, что мы еще так мало знаем о нем.

- То есть Гайдай актуален?

- Пока живет то поколение, которое выросло на его фильмах. Конечно, лет через тридцать его слава будет в зените, поскольку поколение, которое знает и смотрит его фильмы, будет уходить. Но значит есть над чем работать. Мне же приятно, что в настоящее время работать с фамилией Гайдай просто, на нее идет невероятный отклик. Некоторые экспонаты нам отдавали бесплатно, узнавая, что они для выставки Гайдая. В это верится с трудом. Но эти чудеса сопровождали нас каждый день во время подготовки выставки.

- И последний вопрос про автомобиль – копию того, что мы видели в «Операции Ы». где он сейчас?

- Стоит в одном из иркутских автосалонов. Ждет своего места в будущем музее.

                                                                                                                              Иван Алексеев, Глагол38

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также