Издательство «МИФ»

Каменная река по имени Онот

Глубоко в тайге, далеко от больших дорог, расположено село Онот Черемховского района. Официально Онот (каменная река по-бурятски) образовался лишь в 1946 году, но его история началась задолго до этого. Еще в конце XIX века сюда были направлены исследователи для поисков золота, нефрита, графита, лазурита и других полезных ископаемых. Ценный поделочный камень нефрит в этих краях действительно обнаружили и какое-то время добывали, затем здесь приступили к добыче другого минерала - талька. Его наличие можно обнаружить, даже не углубляясь в недра земли. В Оноте он используется вместо гравия, поэтому дороги на улицах села белоснежные.

Первое, что сразу бросается в глаза при въезде в село, - это чистота и порядок. Такое впечатление, что здесь прибираются каждый день. Однако жители объясняют этот феномен достаточно просто. Из-за удаленного расположения чужих здесь практически не бывает, а значит, и оставлять мусор некому. А уж селяне тем более не станут разводить грязь у себя дома.

Второе отличие - это многолюдность. Проехав несколько десятков километров по таежной ухабистой дороге, уже представляешь себе в глубине маленькое полузаброшенное селение. Однако эти ожидания не оправдываются. Большое, раскинутое на два берега реки село впечатляет своими размерами. К тому же здесь достаточно оживленно. По улицам ездят велосипедисты и мотоциклисты, это самый распространенный в Оноте транспорт.

И третье - это, конечно, природа. Вокруг село окружают Саяны, а вдоль сельских улиц течет чистая горная река с одноименным названием. Неслучайно в летнее время сюда на рейсовом автобусе, который ходит раз в сутки, приезжают туристы с байдарками, лодками. Они поднимаются в верховья, а затем сплавляются вниз. Однако река коварная, в ней много порогов, извилистых путей, поэтому нередко такие путешествия заканчиваются трагически. Однако экстремалов это не останавливает.

Первые сведения о месторождении талька в среднем течении реки Онот получены от учителя иркутской гимназии Щукина, и относятся они к 1830 году. Однако тогда исследования в этом крае были направлены на разработку месторождений другого минерала - нефрита. Для этого с 1840-го по 1860-й русским правительством сюда неоднократно посылался Григорий Пермикин. На тот момент залежи нефрита уже были открыты местными жителями-сойотами, которые продавали его через Кяхту китайским купцам. По инициативе Пермикина нефрит стали добывать промышленным путем. Его сплавляли по реке на плотах. Большие глыбы собирались на берегах и зимой вывозились по льду на санях. В конце XIX века его добыча прекратилась. И только в 1920-е годы геологические исследования нашей местности возобновились.

В 40-х годах были проведены поисково-разведочные работы на тальк, подсчитаны его запасы. Затем были разбиты штольни. Одно из мест, где проводилась геологоразведка талька, - Камчадал. Рабочие копали шурфы, канавы, вручную бурили скважины до 20 метров глубиной, искали и подтверждали запасы талька. В первое время люди жили в палатках, после строили бараки. Однако дважды дома на Камчадале горели, и работники стали переезжать в село Онот.

В 1945 году были получены результаты исследований технологических проб талька 1942 года. Они показали, что лучшие сорта онотского талька являются высококачественным электрокерамическим сырьем, пригодным для изготовления керамики, радио­установок, термостойких деталей и др. Война прервала изучение месторождений, однако после ее окончания работы возобновились. Были детально разведаны Камчадал, Свита Жил, Два Камня, разведан участок магнезитов. В районе месторождений Камчадал и Свита Жил открыто месторождение асбеста на горе Два Камня. 1946 год, когда был отгружен первый тальк, считается годом основания Онотского талькового рудника и годом основания села.

Как рассказывают старожилы, в 1948 году в Оноте, на правом берегу, стояли всего три частных дома. Основные же постройки располагались на противоположном берегу. Помимо изб там находились магазин, школа, пекарня, контора. Там же еще были живы землянки, которые остались от рабочих черемховского предприятия «Лесхим». В 20-х годах они заготавливали живицу. В первые годы село имело другое название, Сосновый Байц. Через реку переправлялись на лодках. Между двумя берегами был натянут трос на роликах. Затем через реку стал ходить паром, а в 1963 году был построен подвесной мост, который нередко сносило наводнениями.

Высокое качество онотского талька увеличило его спрос в народном хозяйстве. Его лучшие сорта стали экспортировать за границу: в Японию, ГДР, на Кубу. До 60-х годов тальк вывозили на лошадях, затем на автотранспорте. Постепенно рудник развивался, количество рабочих и специалистов росло. Многие обрели здесь свою вторую малую родину. Кроме горных участков работали пилорама и отдел капитального строительства. Добыча талька росла с каждым годом. Он использовался во всех отраслях промышленности.

Здесь были обнаружены рудопроявления золота, меди, тантала, лития, бериллия, кремния, цезия и многих других металлов. Однако из-за сложного природного рельефа эта территория так и осталась не до конца изученной, и вполне возможно, что здесь можно найти еще много чего интересного. Жители, к примеру, говорят о том, что кроме талька здесь встречается и такой красивый ценный поделочный камень, как офиокальцит. Его добывают вблизи участка Камчадал. Есть в Оноте такая достопримечательность, как Китаева гора. В ненастье в нее всегда бьет молния, поэтому здесь предполагают, что в ней также имеется железная руда.

Сегодня жизнь села Онот идет своим чередом. Кроме рудника и бюджетной сферы работы здесь практически нет. Многие занимаются личным подсобным хозяйством. Это в основном огороды. Живности здесь стараются держать все меньше и меньше. Зато своими богатыми запасами с селянами делится тайга. Начиная с поздней весны и до глубокой осени люди ходят в лес, собирают серу, травы, черемшу, ягоды, грибы.

Есть перспективы и для туристической отрасли. Этот таежный уголок с быстрой горной рекой пользуется большой популярностью у туристов. Из-за того, что в верховьях рубят лес, Онотка стала мелеть. Но своей чистой, прозрачной водой здесь гордятся. Правда, купаться в ней почти невозможно. Даже в жаркую погоду она очень холодная. Однако жители нашли выход. Они обустроили небольшой бассейн с проточной водой. Установили там вышку и теперь вместе с детьми ходят туда купаться. Несмотря на то что вода в нем постоянно движется, палящее солнце успевает ее прогреть в течение дня.

Вся основная жизнь сегодня по-прежнему кипит на левом берегу. На правом расположены только три улицы, на которых наряду с добротными домами доживают свой век и заброшенные избы. С каждым годом их становится больше. Пожилые умирают, а молодежь стремится в город. Тем не менее даже здесь по улицам бегают ребятишки, бабушки сидят на лавочках, греются на солнышке и неторопливо обсуждают свое житье-бытье.

Здесь же, на правом берегу, на окраине одной улицы находится интересное строение. С виду это недостроенная церквушка, однако, по словам жителей, она ненастоящая. В нее никто из местных не ходит молиться, да и в целом обходят ее территорию стороной. Живут в ней раскольники во главе с отцом Пантелеймоном. В свое время они отказались получать новые паспорта, ИНН, утверждая, что видят в этих документах число дьявола. И в 2001 году, во время скитаний, прибыли в Онот. Местные приняли их благосклонно, однако община сразу дала понять, что будет вести жизнь обособленно. Разговаривали с селянами неохотно и вели замкнутый образ жизни. Такую же политику они ведут и сейчас. Большая часть людей, состоявших в общине, не смогла примириться с тяжелой жизнью, полной лишений, откололась и выехала. Однако остались самые ярые верующие. Выживают они только за счет натурального хозяйства. На территории церкви разбивают огород и ходят в тайгу за травами, ягодами и грибами. Все это они затем продают в Черемхово на рынке.

На другом берегу реки, почти в центре села, есть другой храм. Он назван в честь святителя Иннокентия Иркутского. Службы в ней ведет отец Дмитрий, священнослужитель из села Голуметь. Часть людей, отколовшихся от общины, стали прихожанами этого храма. Один или два раза в месяц в храме проводится литургия. Впрочем, сюда люди могут прийти в любой день. Как рассказывает отец Дмитрий, службы в Оноте начали проводиться с 2005 года. Сначала они проходили в библиотеке, по домам, а затем было решено строить свою церковь. В праздники в ней собирается до 30-50 человек. Находится церковь на берегу реки, в довольно живописном месте. Кстати, напротив нее расположен и бассейн, который взрослое население обустроило для ребятишек. Зимой в Оноте режут собственную иордань.

Село Онот вошло в благотворительный проект Экспедиция БРК с Александром Откидачем и Кириллом Казаковым. Они сняли фильм о сельской жизни, с которым могут познакомиться и читатели «Глагола».

Интернет-журнал «Глагол. Иркутское обозрение» выступает информационным партнером экспедиции БРК. Читайте также материалы о старте проекта, поселках Хребтовая Нижнеилимского района, Сосновка Усольского района, Верхнемарково Усть-Кутского района, селе Хор-Тагна Заларинского района.

Байкальская региональная компания (БРК) – иркутская региональная компания, имеющая филиалы в Чите и Улан-Удэ. В настоящее время сеть БРК включает более 85 заправок в трех регионах – Иркутской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае.

По материалам Лидии Гергесовой, СМ Номер один, собств. инф.


14.01.2020


Новости партнеров

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

Черемховская разруха поразила Меньшова, или почему «Любовь и голуби» не снимали в Сибири

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»