Николай Зайков: вдохновение на острие карандаша

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Выставка графики – это как изысканный десерт. Возможно, не сразу бывает понятно, но если распробуешь, то чувство наслаждения и смакования остаётся надолго. Своей персональной графической выставкой «Здесь и сейчас» в начале апреля Иркутск порадовал барнаульский художник-график Николай Зайков, педагог, профессор кафедры «Изобразительное искусство» Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова.

В экспозицию вошли около семидесяти произведений искусства разных лет, являющих своеобразную презентацию творческого пути автора. Для показа представлены как большие графические листы, выполненные в смешанной технике, так и часть серии петербургских рисунков Николая Зайкова.

Балом правят чёрный и белый цвет. Посредством карандаша на бумаге рождаются уникальные рисунки, для неопытного взгляда издалека нередко принимаемые за фотографии. Однако, за мнимой простотой материала угадывается колоссальный труд мастера, высокий профессионализм, а где-то и творческое наитие. Одна из ведущих тем – урбанистический пейзаж. Архитектура, как царица линий (штрихов, точек и пятен), является неисчерпаемым источником для визуализаций и вариаций. Тем не менее, привычный глазу реализм, художник иногда деликатно дополняет элементами сюрреализма, сталкивая в пространстве листа различные плоскости или выбирая необычный ракурс. Городские пейзажи автора наполнены внутренней динамикой, движением, жизнью, в них всегда есть место для эксперимента. Окружающая среда интерпретируется весьма нетривиально.

Для большеформатных произведений Николай использует смешанную технику, дополняя образ монохромной темперой. Осматривая экспозицию, зритель вслед за автором переходит от реалистичных и фантасмагоричных видов пейзажа к натюрмортам, с которыми начинается иное взаимодействие: постижение смысла, согласие или отрицание предложенной интерпретации.

Венчает выставку «Автопортрет. Здесь и сейчас», с вставкой в виде зеркала. Да, истинный художник всегда является отражением своего времени и общества, именно он первым реагирует на социальные изменения. Искусство, как лакмусовая бумага, помогает осознать всю глубину исторических процессов. Фактически, находясь среди экспонатов выставки, зритель может не только увидеть, но и осознать современную реальность, с её утерянными ориентирами в пространстве, мнимыми гармониями и скрытыми подтекстами. И оглянувшись по сторонам, задать себе вопрос: а в каком мире мы сейчас живём?..

                                                 Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

16.04.2021


Новости партнеров