Издательство «МИФ»

Фильм "Дылда" с иркутянкой Викторией Мирошниченко показали в Каннах

Две фронтовые подруги - Маша и долговязая Ия - вернулись в недавно очнувшийся от блокады Ленинград и пытаются жить заново. У Ии следы контузии (еще на вступительных титрах слышны щелчки и скрипы ее дыхания), Маша навсегда лишилась возможности рожать. Пересказать их попытки восстановить порушенное в органике и в психике, сотворить чудо и все-таки осуществить свое женское предназначение, дать новую жизнь - значит пересказать сюжет фильма, а его нужно вместе с героинями прожить день за днем. Противоестественная суть любой войны лучше всего видна в этом жутком противоречии: человек, рожденный продолжать свой род и его строить, брошен на уничтожение себе подобных, на разрушение и на гибель.

14 мая открылся международный Каннский фестиваль. Вчера здесь показали фильм 27-летнего российского режиссера Кантемира Балагова "Дылда". Одну из главных ролей в нем сыграла иркутянка, студентка ГИТИСа Виктория Мирошниченко.

В интервью корреспонденту «РГ» Валерию Кичину режиссер Балагов говорит, что для него важно в фильме наличие некоей травмы - психологической, эмоциональной, этнической, религиозной, любой: «Именно это делает фильм штучным. Я понимал, что женская травма послевоенного времени очень сильна, но она совершенно не отрефлексирована в российском кино. И мне захотелось рассказать о женских военных судьбах, о попытках начать новую жизнь после войны. Вообразим только: человек, который по биологии своей предназначен давать жизнь, в течение нескольких лет был окружен только смертью. Вернувшись, наши героини стремятся вернуть тот уклад жизни, который был до войны, но все, что тогда было естественным, теперь стало почти невозможным… Я понимал, что о войне знаю крайне мало, и углубился в чтение. Основу замысла дала, конечно, литература: книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» инспирировала эту идею, и мы с Александром Тереховым даже задумали в сценарии близкую ей сюжетную линию, но потом фильм сам стал диктовать свою историю, и мы от этой первоначальной идеи отказались. Я очень много прочитал прозы - и военной, и невоенной, включая «Блокадную книгу» Даниила Гранина, погружался в потрясающие дневники тех лет. Мне важно было показать тектонические сдвиги, которые вызвала война в женских судьбах».

Те, кто посмотрел фильм, говорят, что в нем безупречно точный кастинг: люди, изнуренные войной и голодом, бесконечно уставшие, исхудавшие, с глазами, полными уже привычной боли. Обе главные женские роли сыграли дебютантки в кино Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина. Тщательно продуман саундтрек. Едва слышимая, но пронзительная нота, сопровождающая самые внутренне накаленные эпизоды.

Андрей Плахов в Ъ пишет, что в его личном рейтинге «Дылда» тоже среди первых: «Это не значит, что в фильме нет проблем: есть в нем чрезмерная старательность, выделанность. Удушающая, смертоносная теснота, впрочем, тут тоже есть. Это морок послевоенных коммуналок и госпиталя, где в попытках помочь раненым восстановиться, а безнадежно искалеченным уйти из жизни проходят собственную психологическую реабилитацию две главные героини, Дылда и Маша, вчерашние фронтовички. Это охватывающие их приступы удушья. Это теснота общества, травмированного не только войной, но менее очевидными и от того не менее жестокими пытками. Одна из основных — запрет на проявление собственной идентичности, того самого «человека внутри», которого одна из героинь надеется обрести в выношенном ребенке, а другая взращивает как цветок любви к подруге…Балагов поднимает вопрос о цене военных побед. Он говорит об этих чувствительных и болезненных вещах не шершавым языком публицистики, а средствами гуманистического искусства, советского и постсоветского…»

Отметим, что Кантемир Балагов - выпускник мастерской Александра Сокурова. Именно там, он признается, произошло его формирование и как режиссера и как личности: «Нам показывали нужное кино, рассказывали про визуальный код, заложенный в каждом настоящем фильме, там я учился понимать природу кино. Работая с актерами, ищу не только внешнее соответствие времени и обстоятельствам, но, что еще важнее, внутреннюю фактуру - от нее зависит, как человек двигается, как говорит. Всем, что я теперь умею, я обязан Сокурову. А с этим фильмом нам еще и везло: например, актрис на роли героинь нашли в первый же день кастинга! Без везения в кино нельзя: кино - территория чудес».

Фильм «Дылда» уже номинировали на специальную премию «Квир-пальма». Об этом сообщается в группе премии в фейсбуке. Всего в номинацию вошли 19 полнометражных картин.

Фото: Нон-стоп продакшн


Aliexpress WW

17.05.2019

Киноразговоры