Из дискуссии «Проза поколения: о чем пишут тридцатилетние?»

20 сентября 2022

В рамках Московской международной книжной ярмарки состоялась дискуссия о новой прозе, участниками которой стали тридцатилетние авторы Сергей Кубрин, Анастасия Сопикова и Сергей Лебеденко.

Новые книги

Сергей Кубрин - автор дебютного сборника прозы «Виноватых бьют». В книгу вошли цикл рассказов о ворах, притонах и оперативнике уголовного розыска, подборка армейских историй и зарисовки о буднях следователя‑и‑писателя.

Анастасия Сопикова - прозаик, литературный обозреватель, главный редактор «Альпина.Медиа». Книга «Тоска по окраинам» - пять историй из жизни девочки‑девушки‑женщины. Это проза поколения, выросшего в нулевые. Сборник вошел в длинный список премии «Лицей» за 2021 год.

Сергей Лебеденко работал судебным корреспондентом «Новой газеты», как литературный обозреватель и критик сотрудничал с порталами РБК, Афиша Daily, «Прочтение». На ярмарке представил свой дебютный роман. «(не)свобода» - судебный роман о сковывающей, но притягательной силе власти.

Несколько отрывков из их выступлений, опубликованных на сайте издательства Елены Шубиной. 

Сергей Кубрин:

«Это сборник рассказов о моей работе в следственных органах. Рассказывать много смысла нет, проще прочитать».

«Неважно, кто ты - следователь или врач. Главное то, что побуждает тебя ежедневно писать. Можно по профессии быть кем угодно, но при этом писать книги».

«Потребность писать и трепаться никуда не уйдет. Литература - это всегда про молодость, страсть. Именно этим меня литература покорила в свое время, и теперь это я пытаюсь покорить ее».

«В глобальном литературном осмыслении я понимаю, что существует моя книга или нет - это не так важно, и для меня в том числе. Это чисто личный эгоистичный интерес написать что‑то для себя, а дальше судьба написанного уже не так важна».

«Я, когда пишу, не осмысливаю мотивацию написанного. Но сейчас скажу, что неправильно стремиться отличаться от других писателей. Звучит странно, но я не призываю подражать или копировать других. Просто все равно мы все одинаковые в своей основе. Человек неотличим от другого человека - и вся литература именно об этом».

«Мы пишем не для того, чтобы помнить, а для того, чтобы забыть».

Сергей Лебеденко:

«Я освещал „театральное дело“ как судебный журналист и однажды задумался: а как может в современной России выглядеть судебный роман? И у меня в итоге получился триллер про то, как выглядит у нас судебный процесс».

«Зумерам и уж тем более миллениалам обещали, что их ждет стабильная работа и предсказуемая жизнь. Но так не оказалось. И в итоге ты находишь себя в постоянном беге. Кстати, эта тенденция не только у нас в России, но и на Западе. Вот от депрессии и пессимизма нашего поколения и получаются такие тревожные книги».

«С помощью литературы мы ищем опору для себя в текущей жизни».

«Важны две литературные формы. Это письмо о себе - рассказ автофикциональный о том, откуда я пришел, какая у меня травма, какая идентичность. И вторая форма - когда мы заходим в литературу как социологи и ведем повествование от третьего лица, либо с точек зрения разных героев. Это уже рассказ о том, как люди живут и куда двигаются. И, возможно, сейчас эти две формы письма будут перемежаться».

Анастасия Сопикова:

«Главная героиня моей книги „Тоска по окраинам“ родилась на окраине Воронежа. И постепенно она перебирается с окраины в столичный город. Но здесь важна не столько география, сколько метафоричные окраины себя внутреннего, с которых героиня в итоге вырывается».

«Моя книга могла быть написана только в 25 лет. Это книга про кризис четверти жизни. Ты приходишь в точку, где не знаешь, что делать, ведь все, во что ты верил, и все, что делал, оказалось неправдой. Мои следующие книги, скорее всего, будут менее тревожными, депрессивными. Но да, „Тоска по окраинам“ — это такой слепок меня в 25 лет».

«У меня есть ощущение, что мы стоим на исторической границе, и что через два–три года мы будем писать что‑то совершенно другое по атмосфере».

«Книг сейчас очень много - шокировать и эпатировать уже не получится. Мы уже всё видели в литературе. И я чувствовала себя свободно, когда писала книгу, потому что в целом людям все равно. Я буду писать как хочу, о чем хочу, а вот думать о том, кто это прочтет и с кем вы поссоритесь, нужно уже после».

«Моя героиня основана на моей личности процентов на 50, но некоторые поступки списаны с моих детально. И эта книга помогла мне закрыть некоторый гештальт. Книга вышла, и меня отпустило - я закрыла некий этап. Теперь я свободнее, я взрослее».

Читайте книги! Купить книге можно по ссылкам. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также