Поселок Средний отметил свое 85-летие

21 августа 2022

До начала 1930-х годов здесь был старый Московский тракт, и никто не знал, что скоро появится военный аэродром.

Жители поселка Средний вчера отпраздновали свой 85-й день рождения. В воих приветственных адресах председатель Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников отметил, что "душа России на селе, а её кулак в таких гарнизонных посёлках, как ваш". Депутат регионального парламента Виктор Побойкин пожелал жителям Среднего "мирного неба, а военным только учебных тревог".

Местные краеведы говорят, что существуют три источника, по которым можно определять историю территории. 

Первый официальный источник – это письмо-распоряжение Верховного Совета СССР об отчуждении земель трёх колхозов на территории Усольского района под строительство аэродрома, склада, служебных и жилых помещений для военнослужащих между реками Белая и Ангара в 3 км от села Мальта. До середины 30-х годов там была берёзовая роща, через которую проходила дорога из Черемхово в Мальту и далее после переправы через Белую до Иркутска. Это был старый Московский тракт, который до появления железной дороги был главной транспортной артерией Сибири. 

Устный источник свидетельствует о том, что в березняке на месте поселка Средний располагался бурятский улус. Однако на карте Балаганского уезда 1912 года он не обозначен.

Есть письмо, подписанное заместителем председателя совнаркома СССР Анастасом Микояном в июне 1938 года, которое санкционировало строительство третьего склада, передислоцированного со станции Батарейная. Хотя другие источники говорят, что в 1937 году здесь уже началось строительство казарм для военнослужащих и бараков для рабочих. 

Таким образом, есть основание считать, что начало гарнизону Белая и посёлку Средний было положено в 1937 году, хотя сам поселок Средний обрёл черты населённого пункта к 1942 году. Тогда здесь начали строить деревянные дома для военнослужащих и гражданских, работавших в войсковых частях, которые ютились в землянках.

Название Средний возникло из-за серединного положения посёлка между двумя аэродромами – Южным, расположенным за Тайтуркой на левом берегу Белой, и Северным, построенным перед войной у Ангары. В годы Великой Отечественной войны эти аэродромы использовались для тренировки лётчиков и формирования экипажей перед отправкой на фронт. Северный был резервной площадкой Иркутского авиазавода, предполагают, что именно здесь заправлялись и обслуживались новые бомбардировщики Ил-4, построенные в Комсомольске-на-Амуре и направляемые своим ходом на фронт. Всего за три года было отправлено 4 тысячи машин. Иркутский авиационный завод в военные годы производил по два самолёта в день той модели. На заводском аэродроме не хватало мест для стоянки. Самолёты перегонялись на Белую, где проводились лётные испытания и передача их представителям ВВС.

После окончания войны аэродром Южный некоторое время действовал как место базирования эскадрильи командующего округом. В 1953 году его закрыли. Поселки Средний и Степной, аэродром Северный и дислоцированная здесь же войсковая часть 56671 не только не потеряли своего значения, но продолжали развиваться и расширяться. Есть сведения, что несколько домов построили японские военнопленные. Жили они в землянках, которые вырыли сами за поселком. Сейчас там расположена средняя школа.

До начала 1950-х годов Средний не был центром гарнизона Белая и даже не имел своего почтового отделения. Лётчики и персонал, который обслуживал аэродром, семьи и часть гражданских строителей жили в Степном, который был ближе к аэродрому. Численность гражданского населения в закрытом посёлке достигала 500 человек. В Степном были амбулатория, магазин и столовая, из-за отсутствия собственной школы детей возили в посёлок Средний. Первая четырехклассная школа в Среднем открылась в 1943 году в половине жилого дома. Первыми учителями были Николай Сергеевич Доровских и Антонина Брониславовна Мещеринова. С 4 класса возили в Тайтурку. Вечерами школа работала клубом, где проходили танцы под гармошку, собрания офицеров и концерты приезжающих артистов. 

В 1957 году в поселке построили свою трехэтажную школу, в 1958 году открылся первый детский сад, места в котором распределял лично начальник гарнизона. В 1984 году открыли еще один детский сад, двухэтажный, первой заведующей была Наталья Игоревна Рыбальченко. 

В 1953 году в специально построенном доме из бруса сделали гарнизонный офицерский клуб, первым начальником которого был назначен майор Виктор Марченко. Большой гарнизонный Дом офицеров открыл свои двери в 1959 году. 

В одном из помещений на улице Мотовозной нашлось помещение для аптеки. В конце пятидесятых началось строительство жилых кирпичных четырехэтажных домов. В одном из них в 1958 году разместился стационар на 35 коек. В 1967 году открыли здравпункт, который возглавила Тамара Леонтьевна Главинская. К середине 1970-х годов количество коек в стационаре увеличилось до 75. 

В начале 50-х годов развитию военного гарнизона помогло его географическое положение. На вооружение армии поступило атомное оружие, единственным носителем которого мог быть тяжёлый бомбардировщик ТУ-4. Одним из базовых аэродромов стратегической авиации командование ВВС назвало Северный. Фактически его предстояло построить заново рядом с грунтовым аэродромом. В 1951-1955 годах шло строительство лётного поля, взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, сооружались капониры, ангары и мастерские. В 1955 году с Дальнего Востока на Белую передислоцировалась авиационно-техническая база с оборудованием и личным составом и тогда же прибыли первые три самолёта ТУ-4.

Тогда началось формирование двух тяжёлых бомбардировочных авиаполков – 1225 и 1229 ТБАП, получивших на вооружение бомбардировщиков ТУ-4 и ИЛ-28. В 1957 года сюда поступили реактивные самолёты нового поколения – ТУ-16. Началось освоение сложной боевой техники. Полеты производились как днем, так и ночью. До распада СССР вопрос нехватки горючего никогда не возникал.

В 1959 году командование ВВС решило разместить вблизи аэродрома Северный арсенал для хранения специзделий – ядерных боеголовок. Ими комплектовались бомбы и ракеты "воздух-земля", а с 1975 года – крылатые ракеты, которыми оснащались тяжёлые бомбардировщики ТУ-16. В результате в авиационном гарнизоне Белая появилась войсковая часть 18360, которая существует по настоящее время и тесно взаимодействует с авиацией. 

Личный состав гарнизона в 1960-80-е годы считается элитой вооружённых сил. С 1978 года на смену ТУ-16 поступили современные сверхзвуковые бомбардировщики ТУ-22М-2, ТУ-22М-3, которые стоят на вооружении и сегодня. Летом 1982 года статус гарнизона повысили, когда началось формирование 31-й воздушной дивизии, в состав которой вошли два полка тяжёлых бомбардировщиков 1225 и 1229 ТБАП,  полк истребителей ПВО. Штаб дивизии разместился на авиабазе Белая, а её командир стал начальником гарнизона.

В 1984 году в поселке открыли музыкальную школу как филиал Тайтурской школы. С 1991 года - она самостоятельное учреждение. Если бы всех музыкантов из поселка Средний, окончивших детскую музыкальную школу, собрать вместе, то хватило бы на три симфонических оркестра.

В начале 1990-х гарнизон Белая пережил тяжелые испытания, поскольку временно забыли о дальней авиации. Сотни кадровых офицеров и прапорщиков уволились в запас и уехали в поисках работы. Лётчики и штурманы ушли в торговлю, стали предпринимателями или военными пенсионерами. Пустующие квартиры разрушались, их стали занимать бомжи и те, кто не имел к авиации никакого отношения. Резко изменился состав гражданского населения, по уровню преступности посёлок Средний лидировал в районе. 

Но в 1994 году на авиабазу Белая из Белоруссии был передислоцирован 200-й Брестский Гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, вернее, материальная часть и знамя полка. Но был расформирован базировавшийся с 1955 года 1229-й тяжелый бомбардировочный авиаполк, а следом за ним 1225 полк. 

Личный состав и техника сибирских полков вошли в состав 200-го Брестского Гвардейского Краснознаменного ТБАП и стали гвардейцами, правопреемниками и продолжателями славных боевых традиций летчиков прославленного полка. Его командиром на новом месте дислокации был назначен полковник Юрий Абакумов (скончался в 2011 году), начальником штаба – подполковник В. Павлов. Затем командирами полка были полковники Бушуев, Коновалов и Андреев, Виллингтон Цыренгармаев и полковник Дмитрий Костометов, который командовал полком до его вхождения в декабре 2009 года в состав 6953 Гвардейской авиационной Брестской Краснознаменной базы 1-го разряда.

Военная реформа 2009 года открыла поселок Средний. Жилищный фонд был передан органам местного самоуправления. Авиабаза 1-го разряда стала авиагруппой 62266-Б. 

За эти годы гарнизон Белая и поселок Средний стали началом большой карьеры. Так, здесь начинал свою военную лётную деятельность будущий Главнокомандующий ВВС, генерал армии, Герой России Пётр Степанович Дейнекин. В 1225-м в полку начинали или проходили службу на различных должностях экс-начальник Главного штаба ВВС Игорь Иванович Хворов, начальник штаба авиации ВВС Василий Павлович Малащицкий, будущие командиры дивизий Пузанов, Волковинский, Томов, Джохар Дудаев, Янин, Дементьев, Коновалов.

Немало офицеров и прапорщиков, уволившихся в запас, остались жить и работать в посёлке, стали кузницей кадров. Николай Кургуз 18 лет работал механиком, заместителем начальника в военном лесопромышленном комбинате, а в 1978 году жители посёлка избрали его первым председателем поселкового Совета, который он возглавлял до 1990 года. 

У жителей Среднего по-прежнему трудовые будни и нелёгкая служба. Александр Ведерников вручил благодарности председателя Законодательного собрания Иркутской области за особый вклад в развитие посёлка и патриотическое воспитание молодёжи начальнику штаба местного отделения всероссийского военно-патриотического движения "Юнармия" Усольского района Михаилу Максимову, а также за вклад в развитие культуры и искусства местному жителю Владимиру Юринскому.  Благодарности получили и военные авиаотряда.

Решением Думы Среднинского городского поселения от 30 июня 2022 года звание "Почетный гражданин" присвоено Валентине Николаевне Кохан, которая более двадцати лет работала ветеринарным врачом, а с 2003 года трудится в войсковой части 34055-В; Михаилу Андреевичу Евграфову, который в 1973-2007 годах проходил службу в Вооруженных силах РФ, затем семь лет трудился главным инженером ЗОА "МиК-Авто", дважды избирался депутатом местной Думы, а сейчас возглавляет совет предпринимателей Среднего и отделение "Юнармии"; Владимиру Дмитриевичу Барчукову (посмертно), который прошел большой жизненный путь от техника самолёта до заместителя командира по воспитательной работе войсковой части 36668, руководил солдатским клубом и с 2007 года трижды избирался на пост главы администрации Среднего; Гавриилу Константиновичу Арабаджи, который в 1970- 1997 годах служил в Вооруженных силах РФ, а в настоящее время возглавляет совет ветеранов, является депутатом думы.

По материалам официального сайта администрации Среднего и книги Анатолия Гретченко "На дальних крыльях Приангарья". 

Фото памятника Ту-16 на территории военного городка форума RusArmy.com

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также