«Прогулки по старому Иркутску» расскажут, как строили мосты через реку Иркут

22 июля 2022

Автором прогулки «Мосты через Иркут» 26 июля будет кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта.

Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает на уличную встречу нового, 11-го, сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». Каждую неделю организаторы готовят специальную открытку и ждут всех желающих познакомиться с историей Иркутска и его жителей.

Город, расположенный на берегу Ангары, нуждался в постоянном мосте через эту крупную реку, но первый постоянный мост для гужевого движения и пешеходов был построен через реку Иркут, поскольку построить мост через Ангару было сложнее и дороже,

Когда в Иркутск приехали инженеры путей сообщения для выбора направления железной дороги на восток, долина Иркута стала объектом их пристального внимания. Здесь хотели соорудить железнодорожную станцию, через реку построить  железнодорожный мост, а вдоль Иркута могла направиться КБЖД. В то время выяснилось, что городской иркутный мост постоянно подвергался натиску реки, что было проблемой для города и стало поводом для особого подхода к проектированию ж/д моста.

Городская управа просила начальника работ по постройке Забайкальской железной дороги А. Н. Пушечникова обратиться в Министерство путей сообщения, чтобы приспособить будущий мост для экипажной езды и пешеходному сообщению. Гласные написали министру путей сообщения М. И. Хилкову.

Министерство было готово оказать содействие, т.к. ему казалось, что устройство экипажного сообщения через Иркут – наименьшие издержки для города, однако отказалось финансировать проект. Путейское ведомство не могло само решить этот вопрос без решения правительства, которого так и не было. Но городу удалось решить эту проблему и найти деньги.

Первый железнодорожный мост через Иркут, как и гужевой, был деревянным. Строительство металлического моста было рискованно не только из-за дороговизны, но и неясности, куда пойдет КБЖД, и войдет ли Иркутск – Байкальская железнодорожная ветвь в магистральную линию или просто окажется не нужной. Такой была позиция А. Н. Пушечникова, возглавившего проектирование и строительство деревянного моста через Иркут.

С приходом первого поезда в Иркутск открылось движение поездов, гужевых повозок и пешеходов по деревянному однопутному ж/д мосту. Экипажный проезд несколько лет осуществлялся по полотну, устроенному на мосту в уровень рельсов. С увеличением пропускной способности стальной магистрали такое совмещение стало невозможным. Как бы не стремились городские власти убеждать железнодорожников, а совмещённое движение стало не безопасным.

В связи с проектированием металлического моста министерство путей сообщений предложило бесплатно передать деревянный железнодорожный мост городу. В этом случае город без особых затрат был бы прочно связан с левым берегом Иркута. Городские власти ответили отказом, даже при условии возврата городу средств, затраченных ранее на его строительство.

Рассматривали предложение строить мост для гужевого и пешеходного движения в двух ярусах и в двух направлениях, чтобы не зависеть от движения поездов. Но помешала русско-японская война. М. И. Хилков ответил генерал-губернатору, что стоимость двухъярусного моста высока, строительство затянется надолго, а деревянный мост следовало заменить быстро, т.к. он обветшал и представлял опасность для проезда.

Автор проекта нового моста инженер А. Н. Пушечников упростил конструкцию, сделав железнодорожную и экипажную езду по одному полотну, но с возможностью пользоваться опорами моста для строительства второго рельсового пути. Император одобрил проект.

Как только открыли железнодорожное движение по металлическому мосту, выяснилось, что при совмещении железнодорожного движения с гужевым, при увеличении пропускной способности железнодорожного движения возникли проблемы. Проезд экипажей по металлическому мосту стал невозможен. Министерство путей сообщения решило построить через Иркут выше железнодорожного моста понтонный мост для нужд населения, а также устроить для пешеходов тротуар на консолях. Гужевое движение осуществлялось летом по плашкоутному перевозу, зимой по льду, и лишь короткое время ледостава и ледохода по железнодорожному мосту. Вскоре понтонный мост снесло, сообщение через Иркут могло осуществляться только по железнодорожному мосту. Оставлять деревянный железнодорожный мост для экипажного движения было опасно из-за пожаров. А. Н. Пушечников приказал разобрать деревянный ж/д мост. У города вновь возникли проблемы с переездом через Иркут.

В советское время ж/д мосты через Иркут неоднократно испытывались. Старые металлические мостовые пролёты были заменены на современные, а для гужевого автомобильного и пешеходного сообщения был построен железобетонный мост.

Автором прогулки «Мосты через Иркут» выступит кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта. Начало прогулки – от главного корпуса курорта «Ангара» (ул. 2-я Железнодорожная, 4). Начало в 18:00.

Проект «Прогулки по старому Иркутску» поддержан конкурсом социальных проектов «Губернское собрание общественности».

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также