Издательство «МИФ»

Владимир Соколов: «Театр пилигримов» помогает воспринимать классику

Камерных театров в Иркутске сегодня и так немного, а музыкальный и имеющий статус государственного учреждения культуры – всего один. «Театр пилигримов» вот уже почти 35 лет несет искусство в массы, сыскав славу не только за пределами Приангарья, но и во многих странах мира. На протяжении всех этих творческих лет коллектив театра многократно становился лауреатом различных российских и международных фестивалей. О том, почему театр не нуждался в рекламе, чем труппа занимается сегодня и немного из истории «Театра Пилигримов» рассказал его основатель и бессменный руководитель Владимир Соколов.

Владимир Игоревич, расскажите, когда и как возникла идея создания театра с названием «Пилигрим»?

Я генетически в театре: дед был актером, отец - дирижером, а из меня получилось что-то среднее… Театральная труппа была создана в 1981 году, спустя десять лет театру был присвоен статус Государственного учреждения культуры. Название же появилось после того, как один человек назвал меня пилигримом и сначала я отнесся к этому с непониманием… Потом, после поездки в Испанию, когда нас местные жители отвезли к храму, на колонне которого остался отпечаток руки первого пилигрима на Земле, название я решил оставить. Хотя иногда хотелось и по-другому назвать театр, особенно при виде очередных московских пилигримов. А потом думаю, делайте нам рекламу, ребята, делайте. Хотя, если серьезно, была идея назваться Иркутским молодежным музыкальным театром, но с «пилигримами» уже как-то прижилось.

С какого спектакля начался творческий путь театра?

Со спектакля «Моцарт и Сальери». Сегодня в «Театре пилигримов» идет седьмая версия этой постановки. Интересно, что когда мы ставили этот спектакль впервые, не смогли найти музыку Сальери, даже Арнольду Кацу (дирижер, Народный артист СССР – прим. ред.) в Новосибирск звонили. В итоге я вынужден был написать музыку сам. Набросал ноты, потом импровизировал на рояле в старинном итальянском стиле, и никто даже не догадался, что прозвучали не произведения Сальери. Были также версии спектакля в стиле группы «The Doors», потом в панк-стиле и сейчас это совершенно новая постановка.

А чем живет театр сегодня, изменилось ли что-то за последние годы?

Ничего не изменилось. Я продолжаю развивать тему современного звучания и, надеюсь, звучания будущего и еще надеюсь, что это будет происходить в России. Там, за границей, им некогда, они другим заняты. А нам, русским, чем труднее, тем мы больше способны на маленькие и большие открытия и откровения. Так мы устроены, такова наша тысячелетняя история. 

А вообще я же в другой стране вырос. Во время учебы в Санкт-Петербургской консерватории я очень любил элитарные фильмы, элитарное искусство. У нас тогда сформировался свой узкий круг, который очень жестоко был настроен против общего взгляда на искусство. И мы, наверное, принадлежали к тому избранному клану людей, которые, видите ли, из себя что-то корчат. И так оно и было, потому что, если к 20 годам знаешь достаточно прилично мировую музыку, начиная от Глюка, заканчивая Свиридовым, то можешь иногда задрать нос. Но потом я приехал в Сибирь, и здесь жить мне больше понравилось. Здесь до лампочки были мои глубокие познания, и я благодарен Сибири за то, что этот в основном добрый коллективный разум сделал меня одним из своих. А если обобщить, то я стараюсь писать музыку не для элитарных людей, а элитарную музыку для людей. И вы знаете - получается, грех жаловаться, потому что чуть-чуть, но что-то меняется, я же вижу. 

Можно ли сказать, что у «Театра пилигримов» есть определенная цель?

Ну а какая может быть цель у искусства? Быть полезным, наверное… У меня театр музыкальных образов, которые помогают создавать тот малый круг классиков русской литературы, которому я служу. А малый круг — это Марина Цветаева, Анна Ахматова, Владимир Высоцкий, Александр Блок, Константин Симонов, Сергей Есенин. Тем самым я, к примеру, помогаю Денису Мацуеву, который ввел термин «классикатерапия», то есть лечение классикой. Так вот я создаю в своем театре предпосылки для восприятия классики. Будут ли иметь мои предпосылки дальнейшее развитие, время покажет, но я это стараюсь делать честно, не обманывать себя и никого другого. Я всегда стараюсь обращаться к классическим произведениям и стараюсь их навязывать молодым ушам, потому что та лапша, которую вешают все эти «фабрики звезд» годится только на уничтожение молодых ушей и подчинение их ценностям, которые вредны для нашей страны, опасны. 

Далеко не все иркутяне знают о «Театре пилигримов», почему ваша деятельность не особо на слуху?

Потому что я сибиряк, я не хочу расплескивать энергию. Я ее сохраняю, чтобы в тираж не пускаться. Но могу сказать, что за чуть более полугода сайт «Театра пилигримов», где также есть некоторые наши спектакли, посетили люди из 73 стран мира, включая США, Мексику, Канаду, Австралию. Причем некоторые посетители смотрят целиком произведения.

А вообще случалось ли такое, что на спектакль собралось очень мало зрителей?

Бывало такое, если спектакль не был заранее объявлен. Хотя у нас помещение небольшое и обычно собирается полый зал. Но мы и для одного зрителя будем играть.

Всегда ли в труппу «Театра пилигримов» попадают люди с музыкальным образованием?

Не всегда. Я стараюсь приобщать людей вокально одаренных, но сразу говорю, что микрофон — это музыкальный инструмент. Они осваивают это за год, за два, а потом их называют профессионалами. В «Театре пилигримов» развиваются достаточно быстро. Потом некоторые из них уходят. Уезжают в Санкт-Петербург, Минск, Москву. Ну и что? А всё – в моем понимании. Я так говорю не потому что обижаюсь, я сожалею, что люди заканчивают свою судьбу в искусстве, бросая Сибирь, Иркутск, бросая меня. Вот так нахально я думаю. Покидая «Театр пилигримов», они не добиваются ничего с точки зрения искусства. И мне еще никто не доказал, что я не прав.

Каковы ваши творческие планы на ближайшее будущее?

Сейчас мы будем делать детскую сказку «Снежный человечек» по произведению иркутского писателя Юрия Баранова. Также я хочу поставить спектакль по роману Анатолия Королева, который он написал еще будучи молодым. Это довольно серьезное произведение о жизни солдата в Казахстане. Также у нас в планах продолжить сотрудничество с другими театрами города, в том числе с ТЮЗом им. Вампилова, где при участии актеров «Театра пилигримов» идут спектакли «Легенды седого Байкала» и «Три мушкетера».  Я вообще за союзы, за то, чтобы объединять усилия творческих людей, а не жить каждому в своей хатке.

Текст: Анастасия Бреева


Aliexpress WW

23.02.2015

Театральная жизнь