Бурятское изобразительное и музыкальное искусство

27 мая 2025

Бурятское изобразительное искусство изначально было религиозным.

бур

Карл Шулунов «Хозяин Байкала», 1981

В середине XX века в усадьбах предбайкальских бурят бытовали онгоны – изображения духов предков, шаманов, хранителей местности, которые покровительствуют людям и домашним животным. Сейчас такие изображения можно встретить в музеях. Их изготавливали шаманы, члены семей, для которых производился обряд. Онгоны были небольшие, но некоторые из нарисованных на ткани схематичных изображений людей, животных или растений, достигали четырех метров.

В монастырях-дацанах развивалось религиозное искусство, основанное на вековых традициях буддистского изобразительного искусства Индии, Тибета, Китая, Монголии. Художники-зурачины копировали образцы индийских икон-танка, ездили учиться в Тибет.

В XX веке у бурятских художников возник интерес к европейской художественной культуре, передаче объемов, освещенности предметов, линейной и воздушной перспективе. В конце 1920-х годов на всесибирских выставках в Иркутске и Новосибирске участвовали самодеятельные художники, буддийские танкописцы из дацанов.

Большую роль в продвижении искусства оказал Иван Копылов, уроженец Кутулика, выпускник парижской частной академии Жюльена. Сейчас его имя носит Иркутский художественный колледж. Он основал 1-ю государственную студию-мастерскую, которую окончили уроженец улуса Хандагай Балаганского уезда Роман Мэрдыгеев (выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры), уроженец села Заглик Боханского аймака Иннокентий Дадуев, а также Иван Аржиков, Филипп Балдаев, Александр Агижиров и другие.

Карл Шулунов «Дойка», 1982

Огромная роль в продвижении бурятского искусства принадлежит Карлу Шулунову, Борису Хадееву, Любови Бертаковой, Антонине Осодоевой, а также более молодому поколению – Екатерине Асалхановой, Владиславу Урбаханову, Александру Имедееву и многим другим.

Когда-то морин хуур был привычным для бурят музыкальным инструментом. Знаменитые улигершины начинали свой сказ под его звуки.

У него две струны, «мужская» и «женская». По легенде, первая струна делается из 130 волосков хвоста жеребца, вторая – из 105 волосков хвоста кобылы.

Звучание морин хуура зависит также от породы лошади - скаковой или верховой, из какой породы дерева сделан корпус – березы, ели или кедра. Древний смычковый инструмент очищает ауру в доме, не дает проникнуть негативной энергии и злым духам.

Конский волос ценили и в хозяйстве. Из него плели веревки, вожжи, рыболовные сети и наколенники, такое изделие отличается высокой прочностью.

Конский волос имеет у бурят сакральное значение. Через него боги спускают в дом благодать, счастье и богатство. Веревку из конского волоса натягивали вокруг юрты в качестве оберега от темных сил.

В 1970-е годы появилась школа плетения гобеленов из конского волоса, ее родоначальник – народный художник России Светлана Ринчинова. В настоящее время дело продолжают Ефим и Екатерина Осиповы. Свой первый гобелен Екатерина назвала «Шаманка» - эти мотивы ей близки с детства. Екатерина создает также сувениры – куклы и амулеты из кожи, деревянные куколки в национальной одежде. Ей присвоено звание народного мастера Иркутской области.

Одна из знаковых работ Ефима Осипова – «Земля Гэсэра». На полотне изображен вид на Ангару, внизу улегиршин, воспевающий подвиги небесного богатыря, рядом слушатели, а сверху на них смотрит Гэсэр. Вес панно составляет 27 килограммов.

Когда мы говорим о бурятских мастерах, то нельзя не упомянуть ювелира Александра Алсаткина. Его авторские работы хорошо известны в среде коллекционеров. Нож «Спящая красавица» вошёл в энциклопедию «Ножи мира», а нож «Пришелец» хранится в Оружейной палате.

Текст опубликован в информационном бюллетене «Межнациональное Прибайкалье: дороги дружбы» в рамках реализации проекта фонда «Новый Альянс» при поддержке Губернского собрания общественности.

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также