Издательство «МИФ»

Владимир Демчиков: «Светская жизнь» (Café society) , или Вуди Аллен на том свете

На днях в прокат вышел новый фильм 80-летнего Вуди Аллена «Светская жизнь». Оригинальное название фильма Café society звучит немного иронически, и русский прокатный перевод, как это часто случается, получился не самый удачный. Значительная часть действия картины, кстати, действительно протекает в кафе, и об этом есть смысл сказать несколько слов. 

Кафе – это в каком-то смысле центр мира. Это единственное место, где существует некий игрушечный коммунизм, некое абсолютное равенство. Здесь все в гостях у всех, все гости и все хозяева. Даже хозяева ведут себя, как в гостях, а гости – как дома, и даже хуже. В кафе стирается грань между выдумкой и реальностью, кафе – это всегда какой-то бесконечный сериал, кинофильм, спектакль, где все участники являются одновременно и актерами, и сценаристами, и режиссерами, и какими-то персонажами. В кафе даже самая откровенная правда всегда выглядит немного враньем, а любое вранье всегда может в любой момент превратиться в правду. Так что Вуди Аллен очень точно выбрал для своего самого «потустороннего» фильма название, сочетающее иронию и сочувствие.

Фильм – это история молодого человека по имени Бобби (Джесси Айзенберг, ранее сыгравший Цукерберга в «Социальной сети»), отправившегося из опостылевшего родительского дома в Голливуд, чтобы там начать самостоятельную жизнь. В Нью-Йорке он оставляет свое взбалмошное еврейское семейство: вечно грызущиеся родители, старший брат гангстер, беда и выручка бедных родителей, сестра замужем за профессором-коммунистом, занудой и моралистом. А в Голливуде живет успешный мамин брат (Стив Кэрелл, «Игра на понижение»), знаменитый агент великих голливудских звезд, сидящий в роскошном офисе с красавицей секретаршей (Кристен Стюарт, сыгравшая еще много чего помимо роли в «Сумерках»).

История отношений Бобби со своим дядей, с его умопомрачительно красивой секретаршей, его работа в Нью-Йорке с братом – все это снято Алленом с какой-то невероятной нежностью ко всем героям. Даже к гангстеру, старшему брату Бобби. Вообще гангстеры – давняя любовь Аллена. Если представить себе, скажем, условную алленовскую «шкалу эмоциональных поступков», то выстрел в голову в ней будет, видимо, располагаться сразу после повышения голоса. И в самом деле – ну как не выстрелить неприятному человеку в голову, особенно если ты гангстер?

Нет особого смысла, кстати, искать психологического правдоподобия в действиях алленовских персонажей: они в разных сценах ведут себя порой совершенно противоположным образом, и единственное, что их всех объединяет – это постоянное, в общем, хорошее настроение, даже в минуты грусти и печали. Вуди Аллен каждым кадром как бы доказывает себе и нам: человек в любой ситуации – все равно всегда в выигрыше, ему всегда достается в этой жизни больше, чем он заслужил. Даже старший брат героя, обаятельный убийца с вечной сигаретой в зубах, всегда счастлив и, в общем, благодарен жизни даже на пороге смерти. И любовную утрату герои фильма тоже переживают как лучшие мгновения своей жизни, как настоящий подарок судьбы. В этом смысле невозможно отделаться от ощущения, что Аллен снимал картину для самого себя, снимал фильм-примирение с жизнью, фильм, отчасти похожий на сон о жизни, который мог бы присниться человеку после его смерти. 

Фильм снят настолько красиво (даже порой приторно-красиво), что глаз невольно хочет зафиксировать картинку на экране, превратить ее набор ретро-открыток 30 годов. Еще одна важная часть фильма – музыка, она так хороша, что фильм при желании вообще можно смотреть, как такой, что ли, «пикче-трек» к любимой музыке Аллена, как увеличенный до размеров полного метра клип, где героям иногда нужно просто смотреть друг на друга – пока мы слушаем музыку.

Возвращаясь к Вуди Аллену снявшему этот замечательный «сон о жизни» - не случайно действие значительной части фильма происходит в кафе, ресторанах и клубах. Кафе – это, кроме всего прочего, еще и отчасти действующая модель «того света». Когда ты в кафе – время останавливается (почти как на том свете), в кафе все друга любят (даже если терпеть не могут), и только в кафе, в этом остановленном времени и в состоянии «отключенного» внешнего мира, ты вдруг понимаешь, что живешь на самом деле ради вот этих нескольких минут, в которые, собственно, с тобой вроде бы не происходит ничего особенного.

Настоящая жизнь, выходит, как раз там, где все ненастоящее, где вечное притворство и актерство пополам с настоящей болью. И когда после «Светской жизни» забегаешь в кафе, как будто забежал на тот свет – вдруг кажется, что на тебя откуда-то из угла с иронией, иногда довольно жестокой, смотрит 80-летний дедушка Аллен, которому удалось в очередной раз тебя обмануть. Конечно, он прав: жизнь – довольно нелепая и бессмысленная штука. Но если в ней были хотя бы какие-то недолгие минуты счастья – можно жить. Лекарство, конечно, сомнительное и довольно слабое – но тут уже каждый сам вырабатывает внутри себя свой «усилитель счастья».

В общем, хорошее кино, для любителей Аллена – обязательное к просмотру, точно не пожалеете, старик в отличной форме (хотя, говорят, уже почти ничего не слышит). А для любителей просто хорошего нетупого кино – тем более.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

27.07.2016


Новости партнеров

Киноразговоры

Байкал. Целиком и навсегда

Уличная шахматная доска установлена в центре Иркутска

Романтика Второго Иркутска: голубевод Владимир Колодкин о любимых птицах

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»