Владимир Демчиков: «Эликсир», или проверка на болотах

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
28 марта 2016

Фильм «Эликсир» (режиссер Даниил Зинченко, оператор Саша Тананов) был показан в Доме кино 25 марта. До просмотра я успел только краем глаза пробежать информацию о фильме, из которой, в частности, следовало, что фильм прокатывается в России аж на 9 экранах (во время разговора по скайпу со зрителями после фильма режиссер уточнил, что на 10), что он был отобран в конкурс Берлинского фестиваля 2016 года (ничего себе!), и что он представляет из себя «нечто среднее между видеоартом и кино» (это оказалось неверно). 

В общем, посмотреть стоило хотя бы потому, что при фактическом отсутствии проката этот явно необычный фильм мог просто сгинуть в никуда. И я, конечно, побежал в Дом кино.

В зале тут же обнаружился знаменитый иркутский музыкант Слава Опритов с супругой Олей, и стало ясно, что удовольствие от просмотра мы получим в любом случае (каким бы ни бы фильм), ибо нет ничего правильнее для похода в кино, чем хорошая компания.

Но то, что мы увидели, честно говоря, превзошло все наши ожидания. Причем как в лучшую, так и в худшую сторону одновременно. Во-первых, фильм оказалось невозможно отнести ни к одному расхожему киножанру, он совершенно выпадает из привычной жанровой «нормы». Это не комедия (хотя мы почти весь фильм от души веселились), не военная драма (хотя в нем есть партизаны и разгромленные отряды), не криминало-детектив (хотя в нем охотятся на людей, пытают, убивают и сбрасывают их в колодец), не советская ностальгическая «песня о родине» (хотя есть сияющая из космоса «родина-мать» и даже воскресающий после многолетнего лежания в землянке-мавзолее дедушка, превращающийся после путешествия на тракторе в постаревшего Гагарина), не хичкоковский триллер (хотя есть жуткий почтальон в балахоне, перемещающийся по болотам силой крика) и не эротическое полупорно (хотя волосы с лобка крупным планом срезают, и однажды даже намечается групповушка). 

Фильм даже нельзя назвать философским – хотя размышлениям о «пространстве», «времени», космосе (в фильме целых два космонавта) и смерти в нем отведено огромное место, особенно в разговорах героев. Один из главных героев занят составлением эликсира для воскрешения мертвых (чем не продолжение «теории общего дела» Н.Федорова), а другой превращает воду в нефть (тут и чисто русский извод легенды о философском камне, и одновременно такое почти «народное евангелие») – однако это вроде бы на первый взгляд философское содержание в фильме, скорее, больше двигает сюжет, чем смысл картины.

Можно, конечно, при желании углядеть в фильме признаки «стебной комедии» - но по нынешним временам стеб в «Эликсире» - это не стеб, а мяконький стебушко, больше дань поколенческой традиции «не говорить красиво», чем желание действительно стебануться над чем-то всерьез.

Больше всего фильм напоминает «послеотбойные» рассказы в пионерском лагере, которые могли быть страшилками или просто любыми выдуманными историями. В детстве было совершенно неважно, были ли эти истории основаны на чем-то реальном, являлись ли пересказом услышанного или чистым плодом воображения рассказчика. Главной особенностью и основной ценностью таких рассказов было повествовательное умение рассказчика, его способность удерживать внимание. «Эликсир» - это и есть собрание таких историй, сказок и мифов, высыпанных автором в заболоченную лесную чащу. По болоту бродят странные герои, неожиданно ожившие и тут же ослабевшие инвалиды русской народной мифологии. Постаревший Иванушка со своим Дурачком, опытная Василиса со своей Премудрой подружкой, брутальный Почтальон с лежачим Печкиным – все герои напоминают сразу всех героев всех русских сказок, быличек, страшилок и застольных рассказов. Актерские работы все просто отличные – и это при том, что в «Эликсире» нет главных героев, и все роли, в общем, эпизодические. Фильм в этом смысле – это такая ожившая «картина Босха», по которой герои хаотично перемещаются в каком-то броуновском движении в поисках идеальной композиции.

Отдельного внимания заслуживает текст, автором которого также является режиссер картины Даниил Зинченко. Слушать его временами совершенно невыносимо, временами смешно, а временами восхитительно – он необычен и не похож ни на что, так в нашем кино не говорят. Вернее, так не говорят в жизни, а говорят только в кино.

Фильм снят в основном длинными общими планами – видно, что денег у группы было немного, и снимали быстро. Но тем не менее, например, сцены в замшелом заболоченном лесу сняты совершенно гениально, выбран практически идеальный световой режим – в общем, оператору можно сказать совершенно особое спасибо. Как и звукорежиссеру. 

Не зря, кстати, после фильма режиссер признавался, что «поэзия Егора Летова у него в крови» - фильм можно смотреть и как стихийную балладу. Вообще его можно смотреть как что угодно, он открыт к любым интерпретациям. Мне кажется даже, что он еще не совсем «застыл», и действие в нем немножко продолжается и сейчас, что все это «где-то происходит» в реальности, и мы просто подключились к он-лайну какого-то реалити-шоу. 

В Доме кино во вторник, 29 марта, картину покажут еще один раз – по просьбам тех, кто видел ее 25 марта, и кому не хватило. Начало сеанса в 19:30.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также