Иркутские истории Александра Градского

28 ноября 2021

29 октября 1976 года студенты химфака во главе с только что вернувшейся из Болгарии Верой Родионовой упросили местный комитет комсомола разрешение провести дискотеку. Это была первая дискотека в истории Иркутска.

Ремонт сделали своими силами, ведь помещение было небольшим – всего 50 квадратов подвала общаги на 25 Октября.

Вскоре на дискотеке появился он. Александр Градский тогда выступал в Иркутске и не мог не побывать в месте, где собирается стильная университетская молодежь. The Beatles, The Rolling Stones, Стив Уандер, Владимир Высоцкий. И это в советском городе. Участники тусовки вспоминали, что Александр хорошо отозвался о клубе и с удовольствием поужинал с ребятами.

В 1979 году его услышали в фильме «Поговорим, брат». Это фильм о партизанах – братьях Петьке и Митьке, которые на Дальнем Востоке добивали колчаковцев. Фильм получил несколько престижных премий.

А потом был 1981-й, когда он вновь приехал в Иркутск, но, к сожалению, об этом не нашлось упоминаний, кроме того, что сам Александр вспомнил об этом.

В 1983 году «Восточно-Сибирская правда» писала, что Градский обладает необычайно сильным голосом, успешно выступает с композициями других авторов: «Интересно, что Градский, когда-то стоявший у истоков московской бит-музыки, сегодня в основном создает «антишлягерные» вещи. Его стиль сложен для восприятия, тут нет никаких скидок на «легкость жанра». Однако авторские концерты Градского показали, что аудитория готова принять этот новый язык артиста». Кстати, эту статью потом перепечатали несколько районок, например, «Красное знамя» (Братск).

Большой тур по городам Иркутской области у Градского состоялся ровно 35 лет назад, в 1986 году. Это была его самая масштабная поездка в регион – 18 концертов! 18-19 октября он выдал по три концерта в актовом зале Иркутского политеха, 20 октября – три концерта в ДК профсоюзов, 21 октября – три концерта в доме культуры химиков в Усолье-Сибирском, а завершал гастроли 22-23 октября – шестью выступлениями в ангарском ДК «Современник». Тогда в усольской газете «Ленинский путь» вышла статья местного журналиста: «Зрители были очарованы его голосом. Необычно высокий по частоте своего звучания, он был одновременно грустен, весел и печален. Несомненно, это знак высокого профессионального артиста, который в течение всех трех концертов вызывался на сцену дружными и благодарными аплодисментами. Песни, написанные на стихи Р. Бернса, Саши Черного, Николая Олейникова и других малоизвестных авторов, работающих под флагом ироничной поэзии, гражданственность содержания стала одной из причин несомненного успеха».

В интервью он рассказал, что поскольку пишет не более двух-трех песен в год, вся программа для иркутян была новой. Тогда он откровенно сказал, что хочет петь в опере, но «наш оперный театр – театр рутиный»: «Классика должна существовать в исключительных формах. Тогда это по-настоящему классика. Если же классику используют как средство наживы многочисленные слабые пианисты, скрипачи, баянисты, тогда эта классика способом существования, а не способом приобщения людей к высокому искусству».

Градский говорил, что если зритель будет иметь возможность выбирать, халтура отомрет: «Хорошо играешь – будут у тебя слушатели, плохо играешь – нет в зале народа, и ты вынужден перестать быть музыкантом. А как иначе? В зале сидят два человека, а у тебя оркестр 25 человек?».

В 1993 году в рубрике «Свидание» вышло интервью с Градским на областном телевидении.

В апреле 1986 года в газете «По ленинскому пути» вышла статья студента иркутского журфака Валерия Почекунина, в которой он написал, что Градский находит свой образ человека, которым навсегда завладело самое емкое, многогранное, многовекое, как вспышка, и вечное как сама жизнь, чувство – любовь. Его не часто показывали на экранах. Скорее всего, он долгие годы был неформатом (так, кстати, назывался его альбом, с которым в 2013 году он в последний раз приезжал в Иркутск), хотя он собирал аншлаги по всей стране, а на его музыке выросло несколько поколений советских и уже российских меломанов. В последние годы Александр Борисович был членом жюри телешоу «Голос», и его опять стало много в телевизоре, что не могло не радовать его фанатов и почитателей таланта. 

Утренняя печальная новость заставила нас вновь включить известную более сорока лет мелодию «Как молоды мы были». А потом еще посмотреть клип «Замыкая круг». Знаем, что автором музыки является Крис Кельми, она почему-то у многих ассоциируется именно с Градским. Круг замкнулся.

На фото из архива В. Невзорова: Александр Градский с иркутскими студентами

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также