Владимир Демчиков: Как победить в «Войне против всех»

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
29 октября 2016

3 ноября в «Художественном» иркутские зрители смогут в рамках XVII Фестиваля нового британского кино посмотреть один из самых смешных фильмов, которые я видел в этом году – «Войну против всех» режиссера Дж.М.Макдонаха, снявшего фильм по своему сценарию. Я посмотрел этот фильм в Москве 28 октября в практически полном зале – и, начиная со второй примерно половины, смеялся почти непрерывно вместе с остальными зрителями. После окончания просмотра зал аплодировал – чего в Иркутске мне почти не доводилось видеть.

Главные роли в фильме сыграли американский актер Майкл Пенья, шведский актер Александр Скарсгард и английский – Тео Джонс. Пенья и Скарсгард играют двух полицейских, у героя Пеньи, Боба Боланьо, красавица жена и два сына-тормоза, у героя Скарсгарда, вечно поддатого Терри Монро – роскошная пустая квартира с пинболом в углу. Копы, работающие в паре, непрерывно нарушают закон, грабят грабителей, шантажируют и вербуют информаторов, крушат черепушки налево и направо, находятся под прессом недовольного начальства – и тем не менее продолжают заниматься своим прямым делом: пользуясь правами полицейских, обогащаются. Дело происходит в Нью-Мехико, то есть английский режиссер снял фильм про американских копов, причем главный отрицательный герой в фильме – английский лорд (его играет Тео Джонс). Этот единственный англичанин в картине является абсолютно мерзким типом, а посему присутствие этого прекрасного фильма в программе Фестиваля нового британского кино в России можно рассматривать – в контексте разворачивающейся у нас программы «патриотической переориентации российского кино» – как элегантный щелчок по носу нашим чиновникам от культуры с их примитивным пониманием патриотизма.

Естественно, фильм о друзьях-полицейских обильно цитирует классику жанра buddy movie, иногда совершенно в открытую (чего стоит одно поедание двумя громилами-полицейскими тарантиновских бургеров во время очередного «наезда»). Однако каждую такую цитату встречаешь почти с радостью: режиссер рассказывает историю про двух копов-нарушителей и как возвышенную балладу о героях, и одновременно как комедию о двух плутах. Долговязый сутулый Скарсгард в роли «лома», против которого нет приема, и полноватый Пенья, зануда и эрудит, составляют идеальную кинопару, в которой один отвечает за выбитые зубы, другой – за интонацию разговора с клиентом. И оба – за совершенно стахановское, вдохновенное и самоотверженное нарушение законов во имя наживы, к чему они относятся совершенно серьезно, как к высокому долгу. Смотреть на это с какого-то момента становится совершено уморительно, несмотря на то, что герои молотят своих клиентов по зубам и по яйцам непрерывно и очень искренне. И даже их вполне серьезную и опасную погоню со стрельбой и риском для жизни за одним из преступников режиссер снял так, будто немножко поучился у Гайдая.

Сейчас я даже понимаю, с какого момента приключения двух друзей и их зажигательные диалоги становятся источником веселья. Дело в том, что постепенно, по мере погружения в фильм, становится ясно, что в трудной и опасной, но прибыльной работе наших «коррумпированных полицейских» есть жесткие нормы, которых они придерживаются. Они не работают на заказ, а только сами по себе и на себя. Они настоящие друзья, действительно доверяющие друг другу. Их жертвы – исключительно преступники.  И действуют они из собственных представлений о добре и зле, регулируя наказания и разные меры воздействия (насильственного, конечно) по своему усмотрению. И это следование своему кодексу силовой чести как-то сразу переводит героев в новое качество.

Отдельно стоит сказать о девушках. Словно по контрасту к двум почти комическим героям режиссер подарил им прекрасных спутниц (их играют Стефани Сигман и Тесса Томпсон) – что, конечно, идет в разрез с каноном buddy movie, в котором женщина – как правило, зло, искушение и источник неприятностей. Здесь же их спутницами просто любуешься, а сцены секса вполне идилличны и не содержат ничего драматического – отчего, надо признаться, динамика фильма все-таки несколько страдает. Все-таки в комическом боевике секс должен быть не просто источником зрительского удовольствия, но и драматического или комического переживания, так что в этом смысле режиссер-сценарист слегка недоработал.

Правда, чтобы несколько разбавить удачный брак Боба Боланьо (М.Пенья) и его страстной красотки-жены, которая во время атлетичного секса чуть не отламывает ему член – режиссер наградил их двумя сыновьями: тупым толстяком и его циничным (в папу) младшим братиком. Однако Боланьо-отец невозмутимо возится с непростыми сыночками, невозмутимо относится к тому, что его напарник Монро все время, паркуясь, врезается в его машину, и вообще он – сама невозмутимость, то есть по темпераменту режиссер решил сделать его каким-то шведом, а не латиносом. Скарсгард – наоборот, играет взрывного малого, чуть что – сразу в зубы, как будто это именно он из Южной Америки. И только Тео Джонс играет настоящего англичанина и европейца: мерзавец, грязный садист, лорд и обладатель какого-то там ордена Британской империи, вдобавок богач и красавЕц с железной волей – что может быть отвратительнее? Вообще же единственная страна в фильме, которой режиссер объясняется в любви – это Исландия, которая уже и не вполне Европа.

Правда, заключительная сцена фильма вызвала у меня смутные сомнения: а не является ли она все-таки какой-то общей предсмертной грезой главных героев? Впрочем, это было всего лишь сомнение. Если же его отбросить – получается, что удача в войне против всех вполне достижима, если не пытаться уклониться от своего пути и иметь по крайней мере одного надежного друга. Правда, может так случиться, что случайно пристрелят – но в этом нет ничего страшного. В конце концов, дело мужчин на земле – защищать женщин и детей, бухать, рисковать, давать в рожу, получать в рожу, стрелять и иногда получать пулю в процессе проживания своей мужской жизни. Или не получать пулю – это если повезет. Вот это и есть счастье: стоять спина к спине со своим другом – всего одним, потому что на двух друзей у человека уже не хватит спины.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также