20 мая 2022
10:05

Владимир Демчиков: Война с чешским акцентом

Владимир Демчиков
30 октября 2016

6 ноября в «Художественном» иркутяне смогут увидеть еще один фильм XVII Фестиваля нового британского кино – «Операция «Антропоид». Фильм посвящен операции, проведенной в Праге десантированными туда из Англии чехословацкими диверсантами с заданием убить Рейнхарда Гейдриха, главу протектората Богемии и Моравии (то есть части территории Чехословакии, расчлененной в результате Мюнхенского соглашения). Операция подробно изучена и описана, есть также несколько кинофильмов об этих событиях. 27 мая 1942 года Ян Кубиш и Йозеф Габчик по заданию чехословацкого правительства в изгнании попытались убить Гейдриха, направлявшегося без охраны из загородной резиденции на работу. Во время покушения Гейдрих был ранен и 4 июня умер.

Немцы провели «операцию возмездия». Было захвачено несколько тысяч заложников, около полутора тысяч из них были убиты, в том числе была стерта с лица земли деревня Лидице, в которой расстреляли всех мужчин старше 16 лет, женщин отправили в концлагерь, а детей – в распределитель, после чего следы большинства из них были потеряны. В фильме операция показана от момента появления парашютистов в Праге и до заключительного боя (подробности можно прочесть в доступных источниках, но, может, кто-то решит сходить в кино без предварительного знакомства со всей историей).

Честно говоря, фильм не произвел на меня какого-то особенного впечатления. С одной стороны – это была, безусловно, героическая и страшная страница чехословацкого сопротивления, и англичане сняли фильм, постаравшись, по возможности, подчеркнуть именно тяжесть и сложность едва не сорвавшейся операции. И невероятное напряжение участников, и угнетающее их понимание того, что последуют массовые репрессии, и много людей погибнет. С другой – фильм, вроде бы претендуя на глубину показа того, что происходило с людьми, участвовавшими в операции, как мне показалось, в общем, мало чем отличается от множества ранее снятых фильмов про войну. Отношения между героями в нем вполне предсказуемы, да и сами герои – то ли так было задумано режиссером, то ли просто «так вышло» – лишены индивидуальности, и мотивы их действий вполне стандартны. В результате фильм как бы мечется между психологической драмой (для которой ему не хватает человеческого в героях), историческим фильмом (для которого в фильме маловато Праги и примет того времени, за исключением странного патефона, который в одной из сцен бесконечно крутится, как будто подключенный к электричеству), триллером (для которого в фильме все слишком предсказуемо) и военным боевиком (в ключевой сцене боя немцы все-таки выглядят слишком нелепо, выбегая десятками под огонь чешских патриотов и картинно падая, как кули с картошкой). От этой неопределенности пострадали и актерские работы: иногда кажется, что режиссеру герои сами по себе просто не были интересны, и он был больше занят «историей».

Смотреть фильм на языке оригинала (фильм демонстрируется с субтитрами), кстати, интересно еще и потому, что авторы прибегли к использованию «славянского акцента» как художественного приема. Поскольку все герои фильма – жители Чехословакии, то их акцент как бы постоянно напоминает о том, где происходит действие. Это довольно странный прием (скажем, примерно так могли бы выглядеть герои «Семнадцати мгновений весны», разговаривающие по-русски с немецким акцентом) – но, наверное, такому решению существует какое-то объяснение, которое понятно носителю английского и, каюсь, не до конца понятно мне.

Отдельного разговора заслуживает и упомянутый в фильме, но как-то вскользь, вопрос о том, ради чего чешское правительство в изгнании планировало убийство Гейдриха. Все основные аргументы, в общем, озвучены в фильме: помимо собственно мести палачу Гейдриху, правительству Бенеша, сидящему в Лондоне и организовавшему там лагерь подготовки диверсантов, нужно было как-то действовать и доказывать партнерам по переговорам свою эффективность. А для этого нужна была эффективная и громкая акция, которую в условиях подавленного Гейдрихом на территории Чехословакии организованного сопротивления можно было организовать только с помощью засланных диверсантов. Писали и о том, что, предполагая ответный террор немцев после убийства Гейдриха, правительство Бенеша рассчитывало на ожесточение населения и рост внутреннего сопротивления оккупантам на территории Чехословакии. В логике войны такие расчеты выглядят не так, как в мирное время, когда от них шевелятся волосы: все-таки неизбежное принесение в жертву тысяч мирных жителей для «поднятия духа» населения – это трудная тема, даже если понимать, как это было важно в условиях войны.

В общем, в конце концов получилось так, что убийство Гейдриха оказалось в истории второй мировой войны убийством самого высокопоставленного нациста (об этом нам напоминают в заключительных титрах). Это было важно, особенно с учетом того, как мало было таких покушений и как везло, например, тому же Гитлеру, неоднократно избегавшему смерти от покушений.

То, что фильм об этом снят в Англии – тоже неслучайно. Скажем, на памятнике героям операции «Антропоид», установленном в 2009 году на месте покушения (спустя целых 67 лет!), Ян Кубиш и Йозеф Габчик одеты в английскую военную форму. Это не только дань историческим обстоятельствам (они были подготовлены с участием английских спецслужб и заброшены в Чехословакию с территории Англии), но и, конечно, пример того, как история той войны воспринимается в Европе сегодня – прежде всего как общая борьба с нацизмом.

Тем, кто не знал обо всей этой истории, сходить на фильм непременно стоит – узнаете много нового. А тем, кто знал – разве только из любопытства.

Все статьи автора
Читайте также