Кругобайкалка накануне 115-летия: часть вторая
09 февраля 2020
«Глагол» с иркутскими журналистами и блогерами проехал по КБЖД и продолжает свои записи о прекрасном путешествии. И компания отличная, и с погодой повезло.
В первой части читайте об истории Кругобайкалки. Сегодня мы немного расскажем о самом путешествии.
В 9:30 утра все собираются у драмтеатра и грузятся в автобус. По дороге кто-то смотрит в окно и пытается проснуться, другие планируют день и загадывают желание, третьи пытаются связаться с Небесной канцелярией, чтобы договориться о погоде. Еще никто не понимает, что вернется в родной город только через 13 часов. Настроение как после завтрака.
Через час ты уже в Листвянке. Просыпается первое солнце, и тебя приглашают в хивус, катер-амфибию на воздушной подушке, который разгоняет по ледяному озеру скорость до 50-60 км\час. В нем восемь мест, так что небольшой компанией как раз можно вместиться. Остановки по льду – по твоему желанию. Сначала у нас была возможность не просто погулять по льду, но и посмотреть на торосы, а затем почти приблизиться к устью Ангары, где вода совсем не замерзла. Байкал нынче суров.
Порт Байкал встречает нас небольшим продовольственным магазином, где мы успеваем съесть по пирожку с капустой, и музеем. Да-да, музей здесь совсем неплохой, и есть что посмотреть. Во-первых, он бесплатный. Во-вторых, приятный экскурсовод рассказала нам и историю здания, которое было здесь построено в начале прошлого века, и позволила прикоснуться к некоторым экспонатам. В стеклянном шкафу – книги Александра Хобты, известного историка, кандидатская диссертация которого была посвящена истории КБЖД. В настоящее время он продолжает заниматься изучением истории Восточно-Сибирской железной дороги и неоднократно выступал на «Прогулках по старому Иркутску».
Подошло время, и мы заняли свои места в поезде. Поезд очень удобный, мягкие кресла, столики, в соседнем вагоне продавадись чай и мелкие плюшки, а экскурсовод Марина Леонова рассказывала различные байки из жизни маленьких поселков, вернее, сел вдоль КБЖД и, конечно, исторические сведения о дороге, которая в этом году отмечает свое 115-летие. 38 тоннелей, 18 галерей, 268 подпорных стенок, 248 мостов и виадуков – эти цифры должен запомнить каждый турист. Кстати, в прошлом году здесь было 80 тысяч таких же любознательных как мы и желающих взглянуть на байкальские красоты и просторы.
Первая остановка - Итальянская стенка (102 км). Большинство уверены, что здесь одно из красивейших мест КБЖД. Свое название стенка получила по названию арок, напоминающих итальянскую архитектуру. Проект стены разрабатывал итальянец по фамилии Феррари. Работали русские, привлекали каторжников. У стенки проходил первый путь дороги, построенный к 1905 году. Второй путь строился позднее, в годы первой мировой войны. Зарплата была хорошей, на 20 % выше среднероссийской, а иностранным инженерам платили и того больше, так что работать было выгодно. В 1904 году здесь проезжал министр путей сообщений царской России Михаил Хилков, которому благодарные иркутяне позднее присвоят звание почетного гражданина города. Несколько лет назад в Слюдянке, у входа в единственный в мире вокзал, построенного из мрамора, поставили бюст известному министру.
Поселок Половинный (110 км), где проживает всего два человека, стал второй остановкой нашей туристической экспедиции. Здесь расположен самый длинный тоннель – 778 метров, и все перед въездом в него загадывают желания. Девчонки это делают как-то особенно. Потом, говорят, сбываются.
Станция Маритуй (119 км) строилась к 1908 году. Свое название станция получила благодаря протекающей речушке. Известно, что с 1905 года на станции было водоснабжение, а во время строительства КБЖД здесь жили итальянцы, турки, черногорец и грек. Такой интернациональный состав, однако. После затопления котлована при строительстве Иркутской ГЭС на Ангаре, многие постройки были демонтированы и вывезены. Жизнь в поселке остановилась. В учебное время здесь ходит «мотаня», которая собирает детей в школу.
Тоннель № 18 Киркирей (123 км) поражает своей красотой. Здесь Хилков вбивал «золотой костыль», после чего дорога от Москвы до Владивостока объединилась в замкнутый круг. Поскольку была опасность, что на тоннель упадет скала, было принято решение тут же построить еще один тоннель. Теперь об этом напоминает мемориальная доска, но чтобы прочитать, что на ней написано, пришлось потрудиться и подойти совсем близко.
Экскурсовод Марина смеется: многие туристы именно здесь интересуются про «золото Колчака» или рассказывают легенды, что в этих местах перевозили серебро, и оно также ушло на дно, поэтому вода имеет такой кристально чистый вид. Все эти истории хороши только для тех туристов, которые ничего не знают о Байкале. Журналисты же народ начитанный, поэтому их просто так на удочку не возьмешь. Так что золото Колчака мы не искали, а просто люовались красотами.
Каждая остановка давала нам в течение сорока минут погулять по Байкалу, отдохнуть на свежем воздухе, пофотаться, а кому-то даже раздеться по пояс и записать ролик с приветом родным и друзьям.
Мы в Слюдянке. Отсюда дорога на Иркутск идет по ВСЖД. Напомним, что эту дорогу строили после Великой Отечественной войны по личному распоряжению Сталина. Это любимый летний маршрут дачников, садоводов, любителей ягод, грибов и туристических песен.
Мы обратили внимание, что с нами в поезде ехали представители Китая. Тогда еще не было страхов из-за коронавируса. По информации организаторов пресс-тура, летом большинство туристов – именно из Поднебесной. Что будет этим летом, пока предсказать невозможно.
Через два часа немного голодное, помятое, но чрезвычайно довольное медиасообщество высадилось на станции Иркутск-Пассажирский и стало разъезжаться по домам, чтобы переварить новые ощущения от разговора с Байкалом. Его нам, иркутянам, очень не хватает. Кажется, что он не просто нас слышит, но и реагирует на каждый чих, городскую глупость и особенно политические реалии. И как-нибудь мы об этом обязательно напишем в другом большом материале. А если у вас появится возможность выделить выходной день, то Кругобайкальская железная дорога - хороший повод пообщаться с семьей и природой.
Алексей Петров, Глагол
Редакция «Глагола» выражает благодарность АО «Байкальская пригородная пассажирская компания» и лично Елене Банько за содействие в организации пресс-тура на КБЖД
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!