Александра Поблинкова: Агван Доржиев - основатель первого буддийского храма в Европе

Александра Поблинкова
Александра Поблинкова
12 февраля 2024

Начался прекрасный праздник Белого Месяца (Сагаалган). Иркутянка Александра Поблинкова сетует, что в Москве нет дацана, а вот в Петербурге как раз есть.

нг

Приберегла хорошую историю о том, как сложилось, что в Петербурге уже больше века есть дацан (буддийский храм), а в Москве почему-то нет. То есть будет рано или поздно, но есть ступа. А предыстория прекрасная, дела давно минувших лет, дела столичные.

Замечу, что этот дацан - еще и первый буддийский храм в Европе. Санкт-Петербургский буддийский храм (фото под текстом) был построен в 1909-1915 годах по инициативе выдающегося бурятского ламы и учёного Агвана Лобсана Доржиева (1853−1938). Архитектурный проект храма разработан студентом Института гражданских инженеров Николаем Матвеевичем Березовским и архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским  по образцу тибетского соборного храма («цогчен-дуган»), который, однако, был подвергнут существенной европеизации в духе Северного модерна.

Про архитектуру и традиции я не буду, расскажу про Агвана Доржиева, благодаря которому дацан в Петербурге и появился. Потому что это красивая, полная патриотизма и любви к России и к людям история. О том, как много может сделать человек, когда у него есть одна большая, добрая и светлая цель.

В начале двадцатого века отношения между Тибетом и Российской империей были прохладные. Русских подданых там не принимали, а вот монгольских принимали. Итак, Агван Доржиев, Родился в 1853 году в улусе Хара-Шибирь Хоринского ведомства Забайкальской области (ныне в Заиграевском районе Бурятии).

В 1872 году в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Монголию и Тибет. Причем в Тибет он уже отправился из Монголии и записавшись, собственно, монголом. Учился в Урге (современный Улан-Батор) и в Гоман-дацане при тибетском монастыре Дрепунг (один из трёх главных монастырей Лхасы). Получил богословское образование и высшую философскую учёную степень.

В числе семи высших учёных лам состоял при Далай-Ламе XIII, участвуя в его обучении буддийской философии и литературе. Положение цэншапа, партнёра по философскому диспуту - важнейшему компоненту буддийского образования - позволило Доржиеву позже стать одним из ближайших советников Далай-ламы и крупной фигурой в тибетском теократическом государстве. И это очень важно, потому что свои корни Агван помнил прекрасно, и во время тех самых диспутов с Далай-Ламой рассказывал о том, как прекрасна Российская империя, и как там хорошо относятся к тем, кто исповедует буддизм. В общем, всячески способствовал развитию отношений с Российской империей.

В 1896 году Агван Доржиев получил от императора Николая II часы с монограммой в знак признательности за помощь агентам Петра Бадмаева, путешествовавшим в Лхасу.

В начале 1898 года Доржиев появился в Санкт-Петербурге с официальной целью сбора пожертвований на монастырскую школу, где познакомился с известным востокофилом князем Эспером Эсперовичем Ухтомским, приближённым Николая II, ранее сопровождавшим будущего императора в путешествии на Восток. 

В 1900 году состоялась встреча Доржиева с императором Николаем II, на которой было получено высочайшее согласие на строительство дацана в Санкт-Петербурге.

Агван Доржиев в Иркутске

В 1906 году Доржиев создал буддийское духовное училище и академию (цанид-чойра) в Калмыкии, передал туда 300 томов тибетского канона Ганджур и Данджур, а также ритуальные предметы. Помимо этого, он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Петербурге и в 1908 году типографию европейского образца в Шулутском дацане.

После Октябрьской революции Агван Доржиев полностью отдал себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в советской России.

Во время Гражданской войны храм в Петрограде подвергся разграблению: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировки из китайской парчи, личные вещи лам, была разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Доржиева, посвящённый взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении тридцати лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху.

Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр иностранных дел Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла всё о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан. На этих встречах Доржиев подчёркивал, что буддизм - не религия, а философия, что в нём присутствуют общие с коммунизмом идеи (буддийский социализм) ответственности каждого за общее дело.

Летом 1921 года Доржиев обратился к советским властям с предложением по созданию буферных государств (Прибайкалье, Забайкалье, Монголия и возможно Тибет) для разделения России, Японии и Китая. При этом Доржиев утверждал, что улучшение условий жизни населения Монголии будет способствовать распространению там влияния большевиков. Усилия Доржиева способствовали созданию бурятских автономий в РСФСР и Дальневосточной республике. В 1921 году Доржиев смог добиться возвращения буддийской общине храма в Петрограде.

В этой истории мы дойдем до 1937 года, и тут, пожалуй, остановимся. В 1945 году, через семь лет после смерти Агвана Доржиева, был открыт Иволгинский дацан, который считается центром буддизма в современной России.

Автор: Александра Поблинкова

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также