Территория БАМа: как строили поселок Новый Ургал

18 августа 2024

Глагол38 продолжает путешествие по станциям Байкало-Амурской магистрали.

бам

Читайте также Сивачкан (Бестужево)ДипкунТутаулВерхнезейскФевральск, Алонка

Шефом поселка была Украинская ССР, о чем было выпущено специальное поставление совета министров республики 27 августа 1974 года. На месте будущего поселка еще медведи бродили, а специалисты харьковского института «Укргорстройпроект» уже разработали генеральный план современного поселка с жилыми кварталами, стадионом, вокзалом, школами. Начальником строительного поезда «Укрстрой» был назначен Николай Лукьяненко.

1-й отряд украинских строителей в количестве 320 человек прибыл на 3-й разъезд (ныне Новый Ургал) 3 ноября 1974 года. На разъезде стояло всего пять казарм, где жили путейцы, обслуживающие этот участок железной дороги. Митинг, по случаю приезда первого отряда, состоялся в Ургале-1 (тогда крупная железнодорожная станция).

Верхнебуреинцы встретили посланцев Украины очень тепло. 7 ноября на месте будущего поселка состоялся митинг, после завершения которого к лиственнице был прибит щит с текстом: «Город Ургал будет построен коллективом «Укрстрой». Об этой дате свидетельствует и надпись на камне, установленном в сквере в центре поселка. 7 ноября считается днем рождения поселка Новый Ургал.

Строители жили в тех же вагонах, в которых приехали (было очень холодно). В феврале 1975 года заселили первые два деревянных общежития. После вагонов комнаты казались очень просторными и светлыми. Теперь надо было строить временное жилье для новых отрядов. В течение 1975 года на 3-й разъезд прибыли отряды «Киев» (начальник А. Ф. Яблуновский), «Карпаты» (Демьянчук), «Харьков» (В. К. Лотырев), «Днепр» (И. К. Щасливец). 

Поселок проектировали архитекторы Олег Яицкий, А. В. Гибизов, главный инженер Г. И. Спиваковский. За год строителями был возведен временный поселок: 15 общежитий, средняя школа, больница, детский сад «Гуцулочка», почта и узел связи, магазин «Харьков», столовая «Дончанка», чуть позднее открылся Дом культуры «Украина».

5 февраля 1975 года в 08:30 местного времени у станции Ургал, на 2 712-м километре от Усть-Кута, был забит первый «серебряный» костыль в рельсовое звено главного пути БАМ. Право забить костыль было предоставлено члену ВЛКСМ рядовому Леониду Смирнову. В тот день воины-путейцы под командованием старшего лейтенанта Валерия Скобелева уложили 125 метров рельсового пути.

В сентябре 1976 года был сдан в эксплуатацию первый 48-квартирный кирпичный дом. А затем стали сдаваться жилые дома и объекты социального значения. Строительство Нового Ургала велось по генеральному плану, разработанному харьковским проектным институтом «Укргорстройпроект».

В возведении поселка также принимали участие военные строители - 37-я отдельная железнодорожная бригада:

июль 1974 - 97 отдельный путевой жлезнодорожный батальон, в\ч 51128 (из Вологды Московский военный округ, 10 отдельная железнодорожная бригада);

июль 1974 - 470-й отдельный эксплуатационный железнодорожный батальон, в\ч 01818 (из станции Алябьево Уральского военного округа, 5 ождбр);

11 августа 1974 - 358-й отдельный мостовой железнодорожный батальон, в\ч 92939 (из станции Супруновка КВО из 36 ождбр);

август 1974 - 47-й отдельный железнодорожный батальон механизации, в\ч 26485 (из Тюмени Уральский военный округ, 5-я отдельная железнодорожная бригада);

август 1974 - 350-й отдельный автомобильный батальон, в\ч 62990 (из станции Выру ПрибВО из 29 ождбр);

3 сентября 1974 - 37-й отдельный путевой железнодорожный батальон, в\ч 28066 (из станции Гумрак Северо-Кавказский военный округ, 7-я отдельная железнодорожная бригада);

сентябрь 1974 - 446-й отдельный мостовой железнодорожный батальон, в\ч 51490 (из города Уяр Сибирский военный округ);

16 сентября 1974 - на станцию Ургал прибыло управление бригады, в\ч 51473 (из Красноярска СибВО 4-й железнодорожный корпус);

сентябрь 1974 - 233-й отдельный железнодорожный батальон механизации, в\ч 48406 (из Гусева, 29-я отдельная железнодорожная бригада);

сентябрь 1974 - 445-й отдельный технический железнодорожный батальон, в\ч 49539 (из станции Мариинск Сибирского военного округа);

октябрь 1974 - сформирован особый отдел КГБ при Совете Министров СССР по 37 ождбр, в\ч 33161;

28 октября 1974 - 440-й отдельный железнодорожный батальон связи, в\ч 31972 (из Днепропетровска, 26 ождбр);

октябрь 1974 - 918-я база материально-технического снабжения, в\ч 36494 (из Красноярска СибВО);

31 октября 1974 - 137-й отдельный железнодорожный батальон механизации, в\ч 83313 (из Баку Закавказский военный округ, 14-я отдельная железнодорожная бригада);

18 марта 1975 - 112-й отдельный мостовой железнодорожный батальон, в\ч 38415 (из станции Алябьево Уральский военный округ, 5 отдельная железнодорожная бригада);

июль 1975 - сформирована 372-я военно-почтовая станция, в\ч 35427.

На фото из фондов музея БАМа, Тында: памятный знак на станции Ургал в честь первопроходцев Восточного участка БАМа – военных железнодорожных строителей

С 1980 года основные работы выполнял трест «УргалБамтрансстрой», но основной объем работ выполняли украинские строители. В 1976 году установлен памятный знак в честь воинов-железнодорожников. 

11 января 1977 года переходящий приз имени Николая Островского, учрежденный ЦК комсомола Украины для лучшего молодежного коллектива строителей БАМа, вручен бригаде шоферов, которые строили Новый Ургал (бригадир Николай Черногор), отсыпали грунт для будущего жилого микрорайона и больничный комплекс.

20 февраля 1977 года в поселке Ургал-2 было создано литературное объединение «Багульник» по инициативе С. Тельнюка.

23 марта 1977 года Ургал и Тында заключили договор о социалистическом соревновании. Несколько улиц появилось в поселке Ургал 2. 

Полностью поселок был сдан в 1998 году, уже после распада СССР. Здесь построили больничный комплекс, три детских сада, котельная, школа-интернат, железнодорожный вокзал, здание СЭС, банно-прачечный комбинат, малый и большой торгово-общественные центры, гостиницу, стадион, Дом культуры железнодорожников, здание техникума. 

Более всего об украинских строителях напоминает станция. Здание богато декорировано яркими мозаиками в украинском национальном стиле. Тут и здание республиканского ЦК компартии, и различные символы железнодорожного строительства – вагонетки, молоточки. На фасаде установлены станционные медальоны Тынды, Беркакита и Ургала, к возведению которых приложили руки украинские строители.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также