Иван Вырыпаев как революционер в русском театре
19 января 2020
20 и 21 января в Театре Наций премьера.
Алиса Фрейндлих представляет спектакль нашего земляка Ивана Вырыпаева "Волнение", который был написан специально для нее в честь 85-летнего юбилея. Напомним, что "Глагол" рассказывал о премьере спектакля в Петербурге и той "волнительной" прессе, которая была после этого. Сейчас спектакль будет показан в рамках гастролей БДТ в столице.
Ивана Вырыпаева называют сейчас революционером в русском театре. Он один из ярких драматургов, который работает не только в России, но и в Европе. В пятницу, 17 января, состоялся показ новой пьесы Ивана "Интертейнмент" (ее поставил Виктор Рыжаков, сменивший в "Современнике" Галину Волчек, а сам Вырыпаев играет там) в рамках платформы Okko Театр, которая начинает свою полноценную работу в апреле, и Вырыпаев стал ее генеральным продюсером.
Пользователи платформы Okko смогут смотреть видеоверсии различных театральных спектаклей: на 2020 год запланированы показы как пьес Вырыпаева, так и других известных режиссеров. Также театр будет активно гастролировать. Об этом Иван рассказал в интервью на "Лента.ру", отрывки из которого представляет "Глагол".
- Будет разница между тем, как пьеса выглядит на сцене, и тем, как ее потом увидят в экранизации, правильно?
- Да-да, все верно. Я не знаю, какой тут можно привести сходу пример, но разница между ними будет как у концерта группы Radiohead и у ее клипа. У меня уже было в жизни несколько пьес, которые я экранизировал: спектакли "Кислород" и "Танец Дели" - одно, фильмы - другое. Но в случае с Okko будет меньше расхождений между сценическими и видеоверсиями. Содержание, актеры - все будет то же самое.
- То есть будут скорее не телеспектакли в советском понимании термина, а именно что экранизации спектаклей?
- Мы их про себя называем - видеоспектакли, видеопьесы. Сейчас очень популярен формат аудиокниг. Все их слушают, потому что это экономия времени. То, что будет на Okko, - это что-то родственное формату. Да, это видео, но в первую очередь это абсолютно театральная по сути вещь, спектакль. Скажем, если в пьесе действие происходит на фоне луга и деревьев, то мы все равно не будем показывать деревья и луг на видео, а обойдемся декорациями или сценическими решениями.
- Как будет сочетаться ваша работа с тем, что вы живете в Польше?
- А она уже сочетается! Мы же работаем с 1 июля: "Интертейнмент" - это первый продукт на сцене, потом будет онлайн, но работали мы и до этого. И пока что все хорошо: большую часть той работы, которую я делаю как генпродюсер, я вполне могу делать удаленно, хотя порой приходится полетать самолетами. А когда, как сейчас, начинается активная фаза подготовки проекта, я перевожу всю свою семью в Москву. Жена у меня играет со мной, дочка тоже здесь - и в этом плане никаких проблем пока нет.
- Почему следующей пьесой для постановки вы выбрали из всех своих именно "Июль"?
- Мы хотим, чтобы у нас получалось работать не только в России. "Июль" для этого самый идеальный вариант. Там одна актриса - и это заметно уменьшает бюджет и делает проект дешевле. Cама пьеса хороша для западного восприятия, и она никогда не шла в Америке. И с Михаилом Барышниковым ("Июль" для Okko Театра будет поставлен в Центре Михаила Барышникова в Нью-Йорке) мы дружим - так что и это как-то очень хорошо сошлось. Конечно, поскольку там все в долларах, а мы живем в рублевом эквиваленте, деньги нам придется потратить, но получилось относительно дешево, чему мы тоже рады.
- У вас, кстати, еще запланированы международные туры. Как вообще такая идея возникла?
- Мы заключили договор с компанией "Март", которую возглавляет Софья Капкова и которая занимается показом российского искусства за рубежом. Начали сотрудничать с "Июля" - и дальше стали придумывать туры. Очень надеюсь, что будем сотрудничать с ними дальше. Вообще же, я очень много работал в Европе - и у меня много связей с европейскими антрепренерами и фестивалями, которые могут показать и дистрибьютировать российский театр. У меня практически в каждом европейском городе идет пьеса.
- Раз уж разговор про деньги и все с ними связанное - не секрет, то какой у вас срок для того, чтобы выйти на окупаемость и начать приносить деньги?
- Пара лет есть. Даже три года.
- Как придумали, что на платформе будет "Травиата" Резо и Лео Габриадзе?
- Вообще, это крайне интересная история. Мы думали, надеялись и хотели успеть показать спектакль на платформе, но, слетав к Резо в Тбилиси, узнали, что он его уже делает в своем Театре марионеток вместе со своим сыном. Сели думать вместе, что можно с ним сделать - ну, может, мы бы его прокатывать смогли - и пришли к выводу, что можно поставить анимационный фильм, тоже с куклами. Мы так этим загорелись! Думаю, будет красота страшная.
- А есть у вас вообще какая-то мечта насчет того, что хотелось бы реализовать в рамках Okko Театра?
- Я очень переживаю и волнуюсь насчет того, что я до конца не могу объяснить форму видеоспектакля в своей голове остальным людям. Я хочу, чтобы с Okko Театром у нас получилось создание огромного количества таких спектаклей. Я еще придумал формат, который называется "видеопьеса", легче всего его объяснить так: представьте себе, что мы берем какую-то классику - вроде Ибсена - и потом снимаем ее в Норвегии, с норвежскими режиссерами, актерами, командой, но чисто в формате сцены. Если такого рода вещь получится - я буду очень счастлив.
Премьерные постановки спектакля "Интертейнмент" идут в театре "Градский Холл" 17, 18 и 19 января. Кроме того, недавно стало известно, что легендарный "Дон Кихот" по роману Мигеля де Сервантеса поставят Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников. Это будет совместный проект продюсерского бюро Вырыпаева "Okko Театр" и "Гоголь-центра". На главную роль утевржден молодой, но уже известный актер Александр Паль.
Фото Лента.ру
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!